Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов

Современное социально-экономическое развитие, характеризующееся интенсификацией межрегиональных отношений, усиливает миграцию труда и капитала между территориями не только внутри отдельного государства, но и между различными странами. Совершенствование технологий, прежде всего коммуникационных, значительно облегчает и, как следствие, стимулирует ведение компаниями бизнеса на территории двух и более стран. С одной стороны, последствиями подобной тенденции является снижение издержек, приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны, усиление конкуренции на отдельных рынках. С другой стороны, данный процесс оказывает неоднозначное влияние на внутрирегиональное развитие.

При анализе конкурентоспособности страны в целом и отдельных ее производителей невозможно обойти вниманием такой элемент, как налогообложение. Известно, что теоретические модели, доказывающие нейтральность налогообложения в части принятия решений индивидами (например, модель Барро - Рикардо) или фирмами (в частности, модель Модильяни - Миллера) не всегда подтверждаются анализом реальных процессов (по крайней мере, в краткосрочном периоде). В действительности условия налогообложения оказывают влияние на экономическую деятельность субъектов, зачастую становясь определяющим фактором при принятии того или иного решения. Результатом становится возникновение явления, получившего в литературе название налоговой конкуренции (tax competition). Налоговые юрисдикции, пользуясь имеющимися у них полномочиями по установлению налогов и сборов, стремятся повлиять на реальные экономические процессы: привлечь капитал и рабочую силу. При этом в результате последовательного обложения прибыли компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение (double taxation).

Подчеркнем, что в налоговой теории и практике проблема двойного международного налогообложения касается исключительно налогов на доходы и капитал (т.е. прямых налогов), хотя в налоговой конкуренции участвует и система косвенного налогообложения (в некоторых случаях играющая ключевую роль во взаимодействии между странами).

Возможность двойного или даже многократного международного налогообложения доходов и капитала обусловливается использованием различных принципов налогообложения или их сочетанием в одной юрисдикции. К таким принципам относят:

- территориальный принцип, в соответствии с которым юрисдикция облагает налогами только доходы (или капитал), которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории;

- принцип резидентства, заключающийся в том, что любое лицо, признаваемое в соответствии с нормами законодательства налоговым резидентом данной юрисдикции, подлежит налогообложению в этой стране по всем своим доходам из всех источников, включая зарубежные.

Соответственно, если в юрисдикции А доходы облагаются по территориальному принципу, а в юрисдикции В - по резидентскому, то возможны ситуации, при которых один и тот же доход (например, заработная плата, полученная резидентом юрисдикции В от источника, расположенного на территории юрисдикции А) будет подлежать налогообложению дважды - в каждой из юрисдикций. Одновременно с этим у налогоплательщика появится стимул к недобросовестному уходу от налогообложения: в вышеприведенном примере очевидно, что налогоплательщику выгодно перевести источники получения дохода в страну В, но при этом избежать определения там статуса налогового резидента (например, прожив более полугода в стране А).

В связи с этим подавляющее большинство стран используют сочетание вышеуказанных принципов в налогообложении: доходы налоговых резидентов (юридических и физических лиц) облагаются на основе неограниченной налоговой ответственности, а доходы нерезидентов подлежат обложению в том случае, если они получены из источников, расположенных на территории данной страны (ограниченная налоговая ответственность).

В сфере налогообложения каждая юрисдикция, так или иначе вовлеченная в мировую торговлю, сталкивается с необходимостью создания выгодных условий налогообложения, привлекающих налогоплательщиков. Очевидно, что наличие у стран равных полномочий по обложению доходов и капитала экономических субъектов могут привести к нездоровой налоговой конкуренции, в условиях которой в конкурирующих странах произойдет ухудшение фискальной дисциплины, возрастут потери бюджета и, как следствие, увеличится государственный долг.

Таким образом, юрисдикции, как и налогоплательщики, весьма заинтересованы в координации усилий между странами и, в частности, устранении двойного международного налогообложения (или хотя бы облегчении этого бремени для плательщиков).

В практике используются три способа избежания двойного налогообложения:

o на уровне национального законодательства: путем одностороннего освобождения или налогового зачета (кредита), предоставляемого в стране постоянной регистрации;

o на уровне международного сотрудничества: путем заключения соглашения об избежании двойного налогообложения;

o на уровне наднационального союза (требования Европейского союза).

К первому способу (не исключая второго) прибегают, как правило, те юрисдикции, которые возлагают неограниченную ответственность на своих граждан, пользуясь критерием домициля (места происхождения, подданства или места жительства). К таким странам, в частности, относятся Япония, Великобритания, США.

В остальных случаях государства заключают друг с другом соглашения об избежании двойного налогообложения, относящиеся к нормам коллизионного права. Эти соглашения призваны решать следующие задачи:

1) разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов субъектов внешнеэкономической деятельности;

2) упорядочение взаимоотношений участников внешнеэкономического оборота с налоговыми органами стран, заключивших соглашения;

3) определение схемы избежания двойного налогообложения;

4) установление механизма устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда право налогообложения определенного вида дохода сохраняется за обоими государствами, заключившими соглашение;

5) защита налогоплательщиков от дискриминационного налогообложения при осуществлении деятельности в стране, заключившей договор со страной его постоянного местопребывания;

6) установление порядка взаимного обмена информацией в целях соблюдения соглашения;

7) выработка механизма и взаимосогласительных процедур для предотвращения уклонения от налогообложения и злоупотребления положениями соглашения.

В целях унификации и стандартизации соглашений об избежании двойного налогообложения многие страны в качестве базовой используют типовую модель Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (The model Convention with respect to taxes on income and on capital) 1977 r. (последняя редакция датирована 2010 г.) либо другие типовые модели.

В условиях объединенной Европы проблема нездоровой налоговой конкуренции до сих пор остается актуальной, в связи с чем уже с конца 1970-х гг. наблюдается процесс налоговой гармонизации (tax harmonization). В рамках гармонизации налоговых систем стран Евросоюза проблема двойного международного налогообложения решается на уровне принятия соответствующих союзных Директив. Таким образом, страны - члены ЕС вводят на уровень национального законодательства наднациональные нормы, позволяющие устранять многократное обложение доходов и капитала между союзными государствами.

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

С увеличением интенсификации международных связей и формированием глобальной экономики стали регулярно возникать проблемы двойного международного налогообложения и конкуренции юрисдикций. В период со второй половины XIX в. по настоящее время выделяют четыре основных этапа развития международного сотрудничества в области налогообложения.

Первый этап - со второй половины XIX в. по 1913 г. - характеризуется началом развития современных глобализационных процессов, формированием международных рынков товаров и капитала, концентрацией капитала и созданием предпосылок для возникновения транснациональных корпораций. В этот период начинается сотрудничество стран в вопросах предотвращения международного двойного налогообложения доходов и имущества. Первые международные налоговые соглашения были заключены еще в XIX в.: в 1843 г. - между Францией и Бельгией, в 1845 г. - между Бельгией и Голландией. Процесс подписания налоговых соглашений интенсифицируется с процессом развития подоходного налогообложения в начале XX в.

Второй этап начинается после окончания Первой мировой войны - с 1920 по 1945 гг. Впервые проблема двойного налогообложения обсуждалась на межстрановом уровне в 1920 г. на Международной финансовой конференции в Брюсселе. 1919- 1920 гг. были ознаменованы созданием Лиги наций, в рамках которой был выделен Финансовый комитет. В 1922 г. для целей разработки практических и административных подходов к регулированию проблемы двойного международного налогообложения в рамках Финансового комитета Лиги наций была создана Рабочая группа из семи высокопоставленных чиновников из Бельгии, Великобритании, Италии, Чехословакии, Франции, Нидерландов и Швейцарии. В дальнейшем список представителей стран, участвующих в разработке данной проблемы, расширялся. В период 1923-1927 гг. итогом усилий Рабочей группы стали типовые проекты следующих междусторонних соглашений: Конвенции об устранении двойного налогообложения в сфере прямых налогов; Конвенции об устранении двойного обложения налогами с наследований; Конвенции о международном сотрудничестве в сфере администрирования налогов и т.д.

В 1929 г. был создан отдельный Налоговый комитет Лиги наций, важным направлением работы которого стала разработка предложений по распределению налоговых доходов от обложения прямыми налогами компаний, оперирующих в двух и более странах. Также продолжилась работа по совершенствованию типовых международных налоговых соглашений: даже в условиях Второй мировой войны были подписаны очередные редакции типовых конвенций на Мексиканском форуме в 1943 г. и на очередной сессии Налогового комитета в Лондоне в 1946 г.

Третий этап начался с завершением Второй мировой войны (1946 г.) и продолжался до середины 1990 гг. В этот период происходит восстановление мировой экономической системы с антагонистическим развитием капиталистических и социалистических экономик. При этом интенсивно развивается международное взаимодействие, формируются крупные наднациональные организации: на смену Лиге наций приходит создание Организации Объединенных Наций, образуются интеграционные группировки: ЕЭС, НАФТА и т.д. С середины 1950-х гг. центром международного налогового сотрудничества становится Налоговый комитет Организации европейского экономического сотрудничества (ОЭСР). Уже в 1963 г. была принята Типовая конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала ОЭСР, получившая широкое применение: на ее основе было заключено более 500 соглашений. В 1977 г. была подготовлена новая Модельная конвенция ОЭСР, которая с регулярными поправками действует по сегодняшний день. Поскольку Модельная конвенция ОЭСР ориентирована на взаимоотношения между развитыми странами, экспертами ООН была разработана Типовая конвенция, направленная на урегулирование взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами в сфере налогообложения. Типовая конвенция ООН была принята в 1980 г. Среди стран "социалистического лагеря" также проводилась работа по согласованию налоговых вопросов: двумя годами ранее было подписано Многостороннее налоговое соглашение стран Совета Экономической Взаимопомощи (1977-1978 гг.).

В этот же период развивается процесс европейской налоговой гармонизации.

Четвертый период - с конца 1990-х гг. по настоящее время - характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые привели к интенсивной глобализации финансового мира, появлению новых видов деятельности, не подпадающих под традиционные схемы налогообложения, мгновенному переливу капитала между странами. С 1998 г. начался процесс международной координации налогообложения сделок в области электронной коммерции. В связи с организацией единого экономического пространства в Европе начинается гармонизация прямых налогов между странами - членами ЕС.

В настоящее время, особенно с учетом экономического кризиса, наиболее актуальной проблемой является борьба с уходом от налогообложения посредством низконалоговых юрисдикций. В связи с этим активно идет процесс по межгосударственному сотрудничеству в области обмена информацией и борьбе с нездоровой налоговой конкуренцией.

Модельная конвенция ОЭСР по налогам на доходы и капитал (далее - Конвенция), как уже было сказано, представляется собой стандартный договор об избежании двойного налогообложения в отношении резидентов одной или обеих стран, заключающих данное соглашение. Это соглашение относится ко всем налогам на доход и капитал или на элементы доходов и капитала, включая налоги на доходы, связанные с передачей или отчуждением имущества, взимаемые в договаривающихся странах (налоги на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество, промысловый налог).

Конвенцией установлены основные определения, применяемые в данном документе и используемые в конкретных межправительственных соглашениях. Определено, что подразумевается под "лицом", "предприятием", "предпринимательской деятельностью", "компетентными органами" и т.д. Однако наиболее важными понятиями, определенными Конвенцией, являются "резидент" и "постоянное представительство".

Резидентом договаривающегося государства признается физическое лицо, которое по закону данного государства является налогоплательщиком налогов на доходы и капитал на основании его местожительства, юридического адреса, постоянного местопребывания, места управления или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает это государство и любое его политическое подразделение или местный орган власти (п. 1 ст. 4 Конвенции). В том случае, если физическое лицо признается резидентом обеих стран (в соответствии с их национальным законодательством), его статус будет определяться согласно следующим критериям (п. 2 ст. 4 Конвенции):

1) постоянное проживание или центр жизненных интересов;

2) место обычного проживания;

3) гражданство (национальность);

4) взаимное согласие.

Отметим, что данные критерии применяются в порядке убывания важности, т.е. если вопрос о статусе резидента не удается решить с использованием первого критерия, для определения статуса лица следует обратиться ко второму критерию и т.д.

Лицо считается резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным и доступным для него жильем. Если оно располагает постоянным и доступным для него жильем в обоих государствах, то оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов).

Если нет возможности определить, в каком из государств находится центр жизненных интересов лица, или если оно не располагает постоянным и доступным для него жильем ни в одном из государств, то в силу вступает второй критерий - место постоянного проживания. В таком случае лицо будет считаться резидентом только того государства, где оно обычно проживает.

В том случае, если лицо обычно проживает в обоих государствах или обычно не проживает ни в одном из них, оно будет считаться резидентом только того государства, национальным лицом которого оно является (тест гражданства).

Если же оно является национальным лицом обоих договаривающихся государств или не является национальным лицом ни одного из них, компетентные органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

В отношении статуса юридического лица используется понятие "постоянного представительства", к которому относится постоянное место деятельности, через которое полностью или частично предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность на территории другого договаривающегося государства.

В частности, термин "постоянное представительство" включает:

1) место управления;

2) отделение;

3) контору;

4) фабрику;

5) мастерскую;

6) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

При этом к постоянному представительству не относятся (следовательно, на них не распространяются налоговые обязательства, характерные для налоговых резидентов) помещения, используемые для хранения товаров в целях их демонстрации или переработки другим предприятием, а также иных целей, не предполагающих собственно реализацию товаров на территории данного государства (например, подготовительная или вспомогательная деятельность).

Конвенция распространяется на распределение прав на налогообложение в отношении следующих доходов:

1) доходов от недвижимого имущества;

2) прибыли от предпринимательской деятельности;

3) доходов от морских и воздушных перевозок;

4) прибыли ассоциированных предприятий;

5) дивидендов;

6) процентов;

7) роялти;

8) доходов от прироста капитала;

9) доходов от работы по найму;

10) вознаграждений членам наблюдательных советов и советов директоров, гонораров актеров и спортсменов;

11) пенсий, стипендий и т.п.;

12) других доходов.

Согласно Конвенции доходы, полученные резидентом одного договаривающегося государства от недвижимого имущества, расположенного в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Иными словами, право на налогообложение доходов от недвижимого имущества имеет то государство, в котором это имущество находится.

Определяющим для обложения доходов от предпринимательской деятельности служит статус резидента, т.е. такой доход будет облагаться налогом в той юрисдикции (государстве), резидентом которой является лицо. Однако в том случае, когда лицо, являющееся резидентом одного договаривающегося государства, извлекает предпринимательский доход в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство, то такой доход может облагаться в этом другом государстве. При этом облагается не весь доход лица, а только та его часть, которая извлекается с территории другого договаривающегося государства через находящееся там постоянное представительство.

Доходы от морских и воздушных перевозок облагаются в том государстве, где располагается место фактического управления компанией. Если место фактического управления судоходным предприятием или предприятием, осуществляющим перевозки по внутренним водным путям, располагается на борту морского или речного судна, то считается, что оно располагается в том договаривающемся государстве, в котором находится порт приписки морского или речного судна, а при отсутствии такого порта приписки - в том договаривающемся государстве, резидентом которого является управляющий морским или речным судном.

Под ассоциированным предприятием одного договаривающегося государства понимается такое предприятие, в капитале которого прямо или косвенно участвует предприятие другого договаривающегося государства. Также ассоциированными предприятиями являются те предприятия, в управлении которых прямо или косвенно участвуют одни и те же лица. Между такими предприятиями в финансовых и коммерческих отношениях могут создаваться или устанавливаться условия, отличные от тех, которые имели бы место в случае их независимости друг от друга. Тогда та прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но не была начислена из-за наличия особых взаимоотношений, может быть оценена и включена в прибыль такого предприятия. Например, между двумя ассоциированными предприятиями может быть установлена более низкая (или более высокая) по сравнению с аналогичными сделками цена. Тогда прибыль одного предприятия будет занижена, а другого - завышена относительно сложившейся практики независимых предприятий. В таком случае компетентные органы вправе рассчитать ту прибыль, которая не была, но могла быть получена предприятием, и дополнительную сумму налога.

Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом у источника выплаты, т.е. в том договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства. В этом случае, если выгодоприобретатель дивидендов является резидентом другого договаривающегося государства, взимаемый налог не должен превышать:

o 5% от общей суммы дивидендов, если выгодоприобретателем дивидендов является компания (иная, чем товарищество), прямо владеющая по крайней мере 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды;

o 15% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Аналогичный порядок применяется к доходам, выплаченным в виде процентов, только ставка налога здесь ограничивается 10%.

Доходы от авторских прав и лицензий (роялти) в отличие от процентов и дивидендов облагаются только в том государстве, резидентом которого является выгодоприобретатель (в случае с юридическими лицами - в том государстве, где расположено постоянное представительство).

Доходы от прироста капитала, получаемые резидентом одного договаривающегося государства от отчуждения имущества, расположенного в другом договаривающемся государстве, могут облагаться в том другом государстве.

Заработная плата и аналогичные доходы (в том числе выплата вознаграждений членам совета директоров, гонорары спортсменов), полученные резидентом одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, подлежат обложению в этом другом государстве. Таким образом, подобные доходы обычно облагаются у источника выплаты. Однако такие доходы могут облагаться по принципу резидентства их получателя в тех случаях, когда работодатель, выплачивающий эти вознаграждения, не является резидентом договаривающегося государства или не осуществляет выплаты через постоянное представительство, находящееся на территории этого договаривающегося государства.

Выплачиваемые пенсии резидентам одного договаривающегося государства должны облагаться только в этом договаривающемся государстве. Аналогичный порядок применяется и к стипендиям, если источники выплаты стипендий или грантов располагаются за пределами того договаривающегося государства, в котором обучаются эти лица, не являясь резидентами этого договаривающегося государства. Все прочие доходы, не перечисленные в Конвенции, подлежат обложению в том государстве, резидентом которого признано лицо, получающее доходы.

В отношении капитала, принадлежащего резиденту одного договаривающегося государства, но расположенному в другом договаривающемся государстве, права налогообложения распределяются следующим образом:

- недвижимое имущество может облагаться в том договаривающемся государстве, где оно находится;

- движимое имущество на балансе постоянного представительства организации - резидента одного договаривающегося государства, расположенного в другом договаривающемся государстве, может облагаться в этом другом договаривающемся государстве;

- морские и воздушные суда, эксплуатируемые в международных перевозках, или суда, эксплуатируемые в перевозках по внутренним водным путям, а также движимое имущество, связанное с эксплуатацией таких морских, воздушных и речных судов, облагаются в том государстве, где расположено место фактического управления предприятием;

- остальные элементы капитала должны облагаться только в том государстве, резидентом которого является их собственник.

Вполне вероятна ситуация, при которой налогоплательщик сталкивается с проблемой двойного налогообложения. Конвенцией предусмотрены два базовых метода устранения двойного налогообложения: метод освобождения и метод зачета (метод налогового кредита).

Метод налогового освобождения предполагает, что доходы, полученные резидентом одного договаривающегося государства, из которых был удержан налог в другом договаривающемся государстве, должны быть освобождены от налогообложения в первом договаривающемся государстве.

При использовании метода зачета (налогового кредита) из налога, уплачиваемого резидентом с доходов (капитала) в стране своего резидентства, вычитается сумма налога, уплаченного с доходов (капитала), полученных (расположенного) в другом договаривающемся государстве.

Рассмотрим применение данных методов на примере.

ПРИМЕР

Предположим, что физическое лицо, являющееся резидентом государства Р, за год получило доходы в размере 100 000 у.е., из которых 80 000 возникли в стране Р (где ставка налога составляет 30%), а 20 000 - в государстве С (где ставка налога составляет 20%).

Если между странами Р и С отсутствует договоренность об избежании двойного налогообложения, а в стране Р на уровне национального законодательства не предусмотрены способы устранения двойного налогообложения, то налогоплательщик будет вынужден уплатить 4000 у.е. в виде налога с доходов, полученных в стране С, а также 30 000 у.е. в казну страны Р, власти которой вправе обложить весь его доход, полученный как в стране Р, так и в стране С. В итоге общая сумма приходящихся на налогоплательщика обязательств составит 34 000 у.е.

При использовании метода освобождения (если таковой предусмотрен соответствующим соглашением между двумя странами) в стране Р будет облагаться только тот доход, с которого не был уплачен налог в стране С, т.е. 80 000 у.е. Таким образом, налог, подлежащий уплате в стране Р, составит 24 000 у.е., а общая сумма налоговых обязательств составит 28 000 у.е. (24 000 + 4000). Метод налогового кредита предполагает вычет налога, уплаченного в другом государстве (4000 у.е.), из налога, подлежащего уплате в стране резидентства налогоплательщика (30 000 у.е.). Таким образом, в стране Р необходимо будет уплатить 26 000 у.е., а итоговая сумма налоговых обязательств составит 30 000 у.е., как если бы весь доход лица возник в стране Р. В табл. 6.2 сведены результаты расчетов.

Таблица 6.2. Сравнение методов устранения двойного налогообложения, у.е.

Показатели

До применения методов устранения двойного налогообложения

Метод освобождения

Метод налогового кредита

Облагаемый доход в стране Р

100 000

80 000 (100000-20000)

100 000

Облагаемый доход в стране С

20 000

20 000

20 000

Налог в стране Р

30 000

(100000 x 30%)

24 000

(80 000 х 30%)

30 000

(100000x30%)

Налог в стране С

4000

(20000x20%)

4000

(20 000 х 20%)

4000

(20 000 х 20%)

Налог, подлежащий уплате в стране Р

30 000

24 000

26 000

(30 000-4000)

Итого налоговые обязательства (налог, уплаченный в стране Р + налог, уплаченный в стране С)

34 000

28 000

30 000

Вывод: налогоплательщику наиболее выгоден метод освобождения (если между странами Р и С установлена такая договоренность), поскольку ставка налога в стране Р больше, чем в стране С. Можно легко убедиться, что в противоположном случае налогоплательщику будет более выгоден метод налогового кредита.

На практике, поскольку юрисдикции в первую очередь заинтересованы в реализации фискальной функции налоговой системы, указанные методы используются с некоторыми ограничениями. Так, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения, то может применяться метод освобождения с прогрессией. В этом случае для определения предельной налоговой ставки будут учитываться все доходы лица (в том числе те, налог с которых был уплачен за рубежом), но применяться эта ставка будет только к той части доходов, налог с которых не был уплачен в другом договаривающемся государстве. Так, если в нашем примере к доходам от 100 000 у.е. в стране Р применяется повышенная ставка (например, 35%), то налог, подлежащий уплате в стране Р, будет рассчитываться с 80 000 у.е., но по ставке 35%.

Метод налогового кредита также может применяться лишь частично, например в том случае, когда ставка налога в стране С выше, чем в стране Р. Тогда из налога, подлежащего уплате в стране Р, будет вычитаться не вся сумма налога, уплаченного в стране С, а только та часть, которая соответствует расчетной величине, исходя из ставки, применяемой в стране Р, и доходов, полученных в стране С.

Еще одним важным моментом, предусмотренным в Конвенции, является положение о недискриминации, которое предусматривает, что физические и юридические лица одного договаривающегося государства не должны подвергаться в другом договаривающемся государстве иному или более обременительному налогообложению или связанным с ним обязанностям, чем налогообложение и связанные с ним обязанности, которым подвергаются или могут подвергаться указанные лица этого другого государства при тех же условиях (ст. 24 Конвенции).

Кроме того, Конвенцией предусмотрены общие положения касательно взаимосогласительных процедур между компетентными органами договаривающихся государств, договоренности относительно помощи в сборе налогов, организационные и административные положения.

Большинство стран ОЭСР, а также Россия используют рассмотренную модель в качестве ориентира, внося в нее в каждом конкретном случае (конкретных двусторонних договорах/ конвенциях) определенные изменения и уточнения.