Концепция "взлета в самоподдерживающийся рост"

Оппоненты формационного подхода, оспаривая категории мануфактурный период и буржуазные революции, настаивают, что процесс индустриализации, начавшийся задолго до 1760 г. и получивший полное завершение гораздо позже 1830 г.[1], был лишь частью структурных и институциональных сдвигов от аграрного общества с преобладанием первичного сектора – к индустриальному обществу с преобладанием вторичного и третичного секторов; от преимущественно натурального хозяйства, основанного на традиции и приказе, к хозяйству с развитыми организованными рынками и рынками факторов производства.

У. Ростоу выделил между первой (традиционное аграрное общество) и четвертой (движение к индустриальной зрелости) стадиями экномического роста такие стадии, как долгое создание "предпосылок для взлета" (вторая) и сам "взлет" (take-off) к "самоноддерживающему росту (self-sustained growth)", весьма сжатый во времени (третья). Взлет – это исход из сельской местности больших масс населения в промышленность, в которой на основе внедрения машинной техники пошло опережающее развитие одной-двух обрабатывающих отраслей и резко возросла (до 10%) доля инвестиций в национальном доходе – норма капиталистического накопления.

Датировка Ростоу периода взлета для Англии (1783–1802 гг.), когда ускоренно развивались текстильная и керамическая отрасли, вызвала острую полемику. Наибольшей критике подверглось отграничение прогресса отраслей легкой промышленности – производства предметов конечного потребления – от прогресса отраслей тяжелой индустрии, производящей средства производства, или инвестиционные товары. Один из создателей современной экономической теории Дж. Р. Хикс ("Теория экономической истории", 1969 г.) подчеркивал, что главное в переходе к индустриальному обществу – именно сдвиг в сторону производства инвестиционных товаров (хлопчатобумажная пряжа, минеральное топливо, железо, химические продукты) и особенно капитальных благ длительного пользования (паровые двигатели, станки и другое оборудование для фабрик, транспортные средства). А этот сдвиг выпукло обозначился в Англии лишь с 1810-х гг., когда появилось станкостроение как особая отрасль промышленности, усовершенствование текстильного оборудования окончательно вытеснило труд ручных прядильщиков и ткачей и, наконец, появились железные дороги с их растущим спросом на железо, уголь, цемент и т.д.

Главные структурные и институциональные сдвиги при трансформации общества из традиционного статичного аграрно-сословного в современное динамичное индустриально-капиталистическое резюмированы в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Трансформация традиционного общества в современный экономический рост[2]

Аграрное общество

Индустриальное общество

Занятость подавляющей части населения в малопроизводительном сельском хозяйстве

Всевозрастающее смещение занятости в промышленность и сферу услуг

Ограниченный ассортимент промышленных изделий, технологическая рутина

Поток новых товаров, поступающих на рынок благодаря совершенствованию технологий

Преобладание натурального хозяйства

Денежно-кредитное хозяйство с развитыми рынками факторов производства

Мелкомасштабность сельского общежития, городская жизнь – исключение

Урбанизация – концентрация населения в городах, особенно крупных

Сословная иерархия, слияние политической власти с землевладением

Равенство граждан перед законом, парламентское представительство интересов различных классов

Традиционный тип правления, основанный на восприятии верховной особы как "священной"

Рациональный тип правления, основанный на бюрократическом аппарате

Неграмотность большинства населения

Почти всеобщая грамотность, огромная роль средств массовой информации