Концепция "столкновения цивилизаций" Самюэля Филлипса Хантингтона

Наибольшую популярность на Западе относительно характера конфликтов и войн в современном мире получила концепция, выдвинутая известным американским политологом С. Хантингтоном. В статье "Столкновение цивилизаций" (1993) он утверждал, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий.

При этом конец холодной войны рассматривается им как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

В 1996 г. Хантингтон опубликовал книгу "Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка", которая явилась попыткой привести дополнительные факты и аргументы, подтверждающие основные положения и идеи. Главная идея этой книги: "в мире после холодной войны самые важные различия между народами – не идеологические, политические или экономические, а культурные". Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием – цивилизацией, так как цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, "более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином". Хантингтон доказывает, что культуры на основе традиционных религий, образуют самый высокий уровень общей идентичности.

Хантингтон, следуя примеру О. Шпенглера и А. Тойнби, выделяет шесть современных цивилизаций – индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он предлагает отнести еще две цивилизации – африканскую и латиноамериканскую. Облик нарождающегося мира, по утверждению Хантингтона, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. В наступающем веке именно они станут доминирующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной, по сравнению с прежним, мировой порядок, в котором конфликты между различными цивилизациями преобладают над конфликтами внутри отдельно взятых цивилизаций и поэтому Вперед мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями, причем самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями.

Главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру. По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы.

Размышляем самостоятельно. По мнению Хантингтона, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы объединиться все исламские страны.

Как вы считаете, насколько аргументирована данная точка ярения и соответствует ли она действительности?

Вторая серьезная опасность для Запада, по мнению Хантигтона, исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сторону Китая.

Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу, по мнению Хантиггона, следует поощрять гегемонию России в православном мире.

Исторический экскурс. Длительное время (13 веков) продолжается конфликт вдоль линии разлома между западной и исламской цивилизациями. Начавшееся с возникновением ислама, продвижение арабов на Запад завершилось лишь в 732 г. На протяжении XI–XIII вв. крестоносцы с переменным успехом пытались принести в Палестину христианство и установить там христианское правление. В XIV–XVII столетии инициативу перехватили турки-османы. Они распространили свое господство на Ближний Восток и на Балканы, захватили Константинополь и дважды осаждали Вену. Но в XIX – начале XX в. власть турок-османов стала клониться к упадку. Большая часть Северной Африки и Ближнего Востока оказалась под контролем Англии, Франции и Италии. После окончания Второй мировой войны ситуация изменилась, колониальные империи исчезли. Заявили о себе сначала арабский национализм, а затем и исламский фундаментализм. Запад попал в определенную зависимость от стран Персидского залива, снабжающих его энергоносителями. Произошло несколько войн между арабами и Израилем, созданным по инициативе Запада.