Концепция ситуационных центров [1]

В теории разработки АСУ предусматривалось, что АИС являются первой очередью АСУ. В дальнейшем предпринимались попытки разработки вначале информационно-справочных и информационно-советующих систем (ИСС).

Затем появился термин "системы поддержки принятия решений (СППР)".

В то же время практика развития информационных систем для предприятий и организаций в основном пока ограничивается разработкой или приобретением программных продуктов, обеспечивающих учетно-отчетную деятельность систем организационного управления предприятиями. Эти ИС хорошо обеспечивают отчетность предприятий перед вышестоящими органами отраслевого и территориального управления и разнообразными контролирующими организациями.

Если разработаны требования к объему, времени выпуска продукции и другим количественным характеристикам производственных предприятий или обслуживающих организаций, то ЛИС позволяют определить рассогласование реальных результатов с желаемыми, и представить эту информацию лицам, принимающим решение.

Первоначально поставленная задача создания именно АСУ, была реализована в основном на уровне технологических процессов – АСУ ТП, которые разрабатывались для ряда технологических процессов, для непрерывных производств, иногда – для управления конвейером.

А для системы организационного управления даже промышленными предприятиями реализованы были только АИС, обеспечивающие информацией лиц, принимающих решения, а процессы собственно принятия решений остаются за человеком.

В то же время для ряда прикладных проблем требуются новые подходы к информационно-аналитическому обеспечению управленческой деятельности.

Определенным шагом на пути к повышению степени автоматизации управления предприятиями и организациями являются системы бизнес-аналитики [2], которые на основе различных технологий обработки данных обеспечивают кластеризацию систем, группирование и классификацию информации, что в ряде ситуаций является действенной помощью при принятии решений.

В настоящее время развивается форма информационноаналитических систем, называемых ситуационными центрами (СЦ), которые должны представлять собой инструмент поддержки управленческой деятельности.

Концепция ситуационного центра (СЦ) была предложена английским кибернетиком Стаффордом Биром в 1970-е гг. Первый ситуационный центр для первых лиц государства был создан под руководством Бира в конце 1970-х гг. В настоящее время их число составляет несколько сотен и продолжает увеличиваться.

В нашей стране активное развитие ситуационных центров началось в 1990-с гг.

Современный ситуационный центр определяют как организационно-техническую систему, реализующую функции подготовки и поддержки принятия управленческих решений, которая позволяет наиболее полно и оперативно представлять информацию о сложившейся ситуации органам управления, прогнозировать возможные сценарии ее развития, оперативно подготавливать возможные альтернативные варианты управленческих решений и оценивать их последствия.

Создание и распространение ситуационных центров было вызвано высокой динамичностью, сложностью, много-аспектностью, увеличением степени неопределенности задач управления, решаемых в органах государственной власти и крупных корпорациях. Создание таких систем помогает лицам, принимающим решение, в переработке больших объемов информации, в подготовке сценариев принятия решений.

Функционирование ситуационных центров основано на следующих принципах [3]:

• непрерывный мониторинг и моделирование протекающих процессов, прогнозирование сценариев развития ситуаций;

• визуализация управленческих ситуаций и причинно-следственных связей анализируемых событий;

• организация коллективной выработки решений с использованием информационных ресурсов, интеллектуальных информационных технологий и средств отображения информации;

• обеспечение оперативного синтеза альтернативных решений.

Таким образом, ситуационные центры интегрируют в своем составе системы поддержки принятия управленческих решений (Decision Support System) и презентационные центры (Presentation Center).

Современные ситуационные центры позволяют решать такие задачи, как:

• обеспечение информационной поддержки руководителей;

• осуществление непосредственного доступа руководителей к территориально-удаленным информационным ресурсам как структурных подразделений, так и других организаций;

• согласование и обеспечение целостности функционирования информационно-коммуникационных систем;

• осуществление доступа к информации организаций, взаимодействующих при принятии решения;

• сокращение временных и финансовых затрат, вызванных несовместимостью информационно-телекоммуникационных систем, дублированием подготовки данных, их противоречивостью, затруднениями с доступом, выборкой и передачей информации;

• интеграция информационных систем структурных подразделений в единое информационное пространство.

По характеру поддерживаемых управленческих задач выделяют три класса ситуационных центров (табл. 8.3) [4].

Таблица 8.3

Классы ситуационных центров

Класс СЦ

Назначение

Примеры

1. Оперативно-диспетчерские центры, решающие в реальном времени задачи оперативного управления сложными организационно-технологическими процессами с многочисленными информационными потоками

Изначально в центрах этого класса основное внимание уделялось презентационной компоненте, с развитием средств вычислительной техники в них не только стали появляться современные средства отображения информации коллективного пользования, но и все большую роль стало играть аналитическое информационно-программное обеспечение принятия решений

• Центр управления космическими полетами;

• центры управления перевозками

и т.п.

2. Ситуационные центры анализа и управления кризисными ситуациями

Основное назначение подобных центров заключается в предотвращении кризиса за счет своевременного предоставления лицам, принимающим решения (ЛПР), исчерпывающей информации по текущему состоянию контролируемых объектов и прогнозов возможных сценариев развития событий.

В случае же если кризиса избежать не удалось, такие ситуационные центры становятся, по сути, оперативными штабами по управлению процессами локализации (ликвидации) последствий кризиса

Центр управления кризисными ситуациями Министерства по чрезвычайным ситуациям, созданный на основе решений, отработанных при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 г. Этот центр обеспечивает визуализацию текущего и прогнозируемого состояния анализируемой ситуации, отображая имеющиеся силы и средства, предлагаемые рекомендации.

На основе этой информации принимаются решения, которые в режиме реального времени доводятся до исполнительных структур и подразделений. Ситуационные центры этого класса имеются в Минатоме, Минприроде, других министерствах, ведомствах и организациях

3. Информационно-аналитические ситуациионные центры

Ориентированы на принятие не только оперативных, но и стратегических решений. К ним относятся многие из созданных в последнее время ситуационных центров для самых разнообразных применений

• хорошо известная "ситуационная комната" президента США (в различных источниках указывается, что Президента США обслуживают от 4 до 5 ситуационных центров);

• ситуационный центр

в Совете Безопасности (СБ) при Президенте РФ. СЦ СБ позволяет осуществлять мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая тем самым вырабатывать решения (создан в 1994 г.);

• ситуационный центр в резиденции Президента РФ (введен в строй в феврале 1996 г.);

• ситуационные центры полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

• ситуационные центры при пусковых комплексах;

• информационно-аналитические ситуационные центры в ряде министерств и ведомств Российской Федерации, в администрациях глав свыше 10 субъектов Федерации, наиболее развитым из которых является ситуационный центр ОАО "Российские железные дороги" – ГВЦ ОАО РЖД

В настоящее время активно развиваются ситуационные центры третьего класса.

Существуют и другие классификации СЦ: но составу систем ситуационного моделирования (СЦ наблюдения, аналитические, полнофункциональные); но масштабу (степени сложности) решаемой задачи; по размещению (стационарные, мобильные, виртуальные), но степени детерминированности решаемых задач, по целевой направленности (контроля, управления, кризисных ситуаций, обучения); по способу отображения информации (коллективные, индивидуальные), по универсальности (специальные, настраиваемые).

Ситуационный центр представляет собой помещение, предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, а также для контроля разного рода объектов и событий. Ситуационные центры используются федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, крупными промышленными предприятиями, образовательными учебными учреждениями. Они оснащаются новейшими средствами коммуникаций: оборудованием для интерактивного представления информации, системами видеоконференц-связи. Средства, используемые в ситуационных центрах, дают возможность наглядного отображения огромных объемов информации, на основе которой принимаются решения и доводятся до исполнителей.

В связи с необходимостью ознакомления государственных служащих с современными управленческими информационно-аналитическими технологиями, реализуемыми в ситуационных центрах, в Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ в 2004 г. создан учебно-исследовательский ситуационный центр. В СЦ РАГС [5] предусматривается проведение занятий в форме: лекций-демонстраций, лекций-дискуссий, кейс-стадий, деловых игр. Поддержка практических занятий в СЦ РАГС реализуется в виде учебно-аналитических задач (УАЗ) но решению управленческих проблем. На практических занятиях обеспечивается автоматизированная поддержка коллективного доступа к информационным ресурсам, обмена данными между автоматизированными рабочими местами участников занятий и визуализация результатов их действий на видео-стене.

Занятия, проводимые в СЦ РАГС, могут быть посвящены всем или некоторым из следующих укрупненных этапов решения проблемы:

• неформальное обсуждение аналитического доклада;

• формализация проблемной ситуации и формулировка проблемы;

• групповое моделирование проблемной ситуации – кейс-метод ("кейс-стади");

• принятие коллективных решений.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ "кейс-стади" – групповое моделирование проблемной ситуации. Это комплекс действий по установлению возможных тенденций развития проблемной ситуации, возможных последствий ее развития, экспертному прогнозированию возможного развития проблемной ситуации в условиях применения различных стратегических решений. При использовании видеоконференций возможна организация микрогрупп удаленных участников.

В деловых играх групповое моделирование целесообразно дополнять процедурами принятия коллективных решений. Между микрогруппами распределяется несколько различных функциональных ролей участников коллективных действий.

Информационное обеспечение (ИО) СЦ РАГС строится по четырехуровневой схеме:

1) локальное ИО учебно-аналитических задач;

2) информационное обеспечение СЦ РАГС, включающее адаптированные базы данных статистической информации об экономике России и ее регионов;

3) информационное обеспечение общеакадемического уровня, включающее правовые базы данных и ресурсы, доступные с помощью информационно-обучающего портала "Государственное управление и местное самоуправление";

4) информационные ресурсы Интернет.

При выборе технологии реализации информационных процессов (ИП) в СЦ РАГС учитывались их следующие основные характеристики:

• коллективность – участие в ИП группы взаимодействующих в интересах достижения общей цели пользователей;

• интеллектность – вследствие нечеткости исходной постановки и слабой формализуемости решаемой проблемы доля интеллектуальных действий, выполняемых человеком или в редких случаях программами искусственного интеллекта, соизмерима с долей рутинных действий или превышает ее;

• интерактивность – высокая чередуемость действий, выполняемых человеком и программно-техническими средствами, обусловливающая диалоговый характер реализуемых ИП;

• уникальность – отсутствие типовых полномасштабных технологий реализации ИП решения проблем;

• большой объем и разнообразие форм представления используемой информации, в том числе – значительная доля и существенная важность визуальной и аудиоинформации;

• сеансовость – возможность разбиения ИП решения проблемы на сеансы, разделенные определенными или неопределенными промежутками времени;

• высокая доля вспомогательных действий по подготовке сеанса: разработка или выбор сценария сеанса, сбор, отбор и подготовка данных, выбор и подготовка (настройка) необходимой программно-технической среды.

Ориентированность СЦ на решение уникальных, а не типовых, задач означает, что он должен рассматриваться как система с развивающимися (за счет включения новых задач) функциями, ориентированных на формирование новых задач. Уникальность СЦ также влечет достаточно длительный и ресурсоемкий цикл подготовки к решению задачи. В связи с этим в составе программного обеспечения СЦ РАГС весомую часть составляет инструментальное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации разработки этих задач.

Большой объем и разнообразие форм представления информации обеспечивается в СЦ РАГС, прежде всего за счет использования видеостены, позволяющей одновременно воспроизводить визуальную информацию, как с различных АРМ, так и с видеоисточника. Для полного использования преимуществ, предоставляемых видеостеной, важно чтобы эти формы поддерживались и специальным программным обеспечением.

Решение основных прикладных проблем информационно-аналитической поддержки управленческой деятельности в ситуационных центрах может быть достигнуто в ходе выполнения исследований по следующим направлениям.

1. Разработка теории (методов) создания информационноаналитических систем как перманентно развивающихся систем решения уникальных слабо-формализованных задач.

2. Разработка методов и средств интеграции разнообразных программных средств и баз данных в условиях постоянного обновления их перечня.

3. Разработка методов и средств поддержки различных классов коллективной (в том числе территориально-распределенной) деятельности.

4. Разработка методов визуализации (создания информационных образов) решаемых задач, организация хранения и поиска визуальной информации.

Развитию идей и форм реализации ситуационных центров способствуют регулярно проводимые на базе РАГС конференции [6] и семинары по проблемам создания ситуационных центров, заседания за "круглым столом" на базе Аналитического центра при Правительстве РФ.

Эти конференции, заседания и экспертные обследования ситуационных центров позволили выявить основные проблемы, которые необходимо решить для развития ситуационных центров [7], а именно:

• СЦ не встроены в цепочку принятия решения;

• отсутствует понимание роли СЦ как со стороны руководителей, так и со стороны обслуживающего персонала;

• не в полной мере используются имеющиеся ресурсы;

• основные функции большинства СЦ ограничиваются только презентациями и учебными мероприятиями;

• на уровне органов управления территориями и в надведомственных структурах ЛПР, как правило, отсутствует заинтересованность в развитии СЦ;

• отсутствие подготовленных кадров;

• низкий уровень методической подготовки;

• основными источниками информации являются Интернет и Росстат, что является недостаточным для решения текущих и оперативных задач;

• редко используется многомерное представление и многофакторный анализ;

• документальное обеспечение сводится к должностным инструкциям.

На Федеральном уровне СЦ функционируют более эффективно, чем на региональном.

В то же время анализ показывает, что требуют решения исследовательские, методические, образовательные, организационные проблемы, а также проблемы нормативнометодического обеспечения управления функционированием СЦ. Необходимо разрабатывать типовые сценарии, типовую методологию функционирования СЦ. Необходима также пропаганда полезности СЦ для организации коллективного принятия решений. Заимствуя зарубежный опыт необходимо учитывать, что в России в отличие от многих зарубежных стран, преобладает не ситуационная психология, а когнитивное мышление.

Таким образом, создание и практическое использование ситуационных центров как важного средства информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений требует развития теоретических и методических основ процессов принятия решений на базе СЦ.

Утверждение Стратегии национальной безопасности и основ стратегического планирования в Российской Федерации как инструментов государственного управления дополнительно к прежним функция ситуационных центров добавила задачу создания системы ситуационных центров, ориентированных главным образом на стратегическое планирование, на согласование стратегических целей общества и стратегических целей государства в лице Правительства РФ. Создание системы ситуационных центров является компонентом более крупной задачи обеспечения вертикальных и горизонтальных связей в системе стратегического планирования в Российской Федерации, основанной на принципах долгосрочного и среднесрочного программноцелевого управления, решением задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создания системы независимой экспертной оценки программно-проектной деятельности органов государственной власти [8].