Концепция основных потребностей

История появления теории основных потребностей человеческих ресурсов связана с историей идеологической, политической и социально-экономической борьбы между развитыми капиталистическими государствами и странами, входящими, в социалистический блок за то, по какому пути, социалистическому или капиталистическому, пойдут "третьи" - развивающиеся страны.

В развитии концепции "основных потребностей" принимали деятельное участие эксперты и чиновники Международной организации труда (МОТ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), сотрудники ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), а также представители некоторых религиозных и других неправительственных организаций (например, Всемирного совета церквей и Совета по образованию взрослых).

Согласно самой общей характеристике, данной МОТ1, основные потребности определяются как минимальный уровень жизни, который должно обеспечить общество для беднейших групп его членов. Удовлетворение основных потребностей означает обеспечение минимальных стандартов личного потребления семьи в пище, жилище, одежде, оно подразумевает доступ к основным видам услуг (снабжение чистой питьевой водой, санитария, здравоохранение и образование, транспорт), а также обеспечение каждого способного и желающего работать надлежащим образом оплачиваемой работой.

В развивающихся странах при формировании концепции основных потребностей выделились два различных подхода.

С одной стороны, патриотические и демократические силы выступали и выступают за проведение хозяйственной политики в интересах народных масс, за преодоление нищеты и имущественной поляризации. Однако, как правило, концептуальную сторону своих воззрений они формировали под воздействием настроений стихийного эгалитаризма, ранее сложившихся этнических и религиозных догм, в том числе абстрактных идей равенства и аскетизма как стиля жизни, проповедуемого некоторыми религиозными течениями.

С другой стороны, высокий уровень нищеты, который создает значительную внутреннюю нестабильность, отсутствие социально-экономических механизмов его уменьшения, вынуждали правящие круги многих развивающихся стран для повышения своего социального статуса прибегать к социальной демагогии, с использованием в том числе концепции основных потребностей.

В документах Всемирной трехсторонней конференции по вопросам занятости 1976 г. - Декларации о принципах и Программе действий - отмечается, что концепция основных потребностей должна обсуждаться в контексте национальной независимости, достоинства личности и народов, их права на самоопределение. Кроме того, Программа действий является одним из немногих международных документов, где подчеркивается, что удовлетворение основных потребностей зависит от принятия мер для разоружения и политической разрядки.

Согласно большинству вариантов концепции, ее главной целью является обеспечение возможностей для более полного физического и социального развития индивидуумов, в первую очередь представителей тех слоев населения, которые полностью лишены таких возможностей в настоящее время. Многообразие человеческих нужд, в том числе "основных", определяет различие подходов к их группировке.

Практически все согласны с тем, что понятие "основные потребности" включает в себя:

1) обеспечение основными товарами личного потребления (продуктами питания, одеждой, необходимой мебелью, жилищем), а также удовлетворение некоторых других социально определенных (как материальных, так и нематериальных) нужд;

2) всеобщий доступ к основным услугам, в число которых входят начальное и среднее образование, обеспечение чистой питьевой водой, профилактическое и лечебное медицинское обслуживание, создание экологически здорового окружения, городская и сельская инфраструктуры, средства транспорта и связи;

3) право на получение работы, обеспечивающей как достаточно высокую продуктивность, так и достаточно высокую заработную плату для удовлетворения основных нужд семьи работающего человека в товарах личного потребления за счет своих собственных доходов;

4) создание инфраструктуры, способной обеспечить доступность необходимых товаров и услуг (посредством собственного производства или благодаря внешней торговле) и генерировать дополнительные притоки средств, достаточных для финансирования основных коммунальных услуг, а также поддержания роста производительных сил;

5) массовое участие в принятии решений, оценке политики и контроле над руководящими деятелями, а также в осуществлении планов и постановлений.

Концепция основных потребностей стала фигурировать в проблематике деятельности международных организаций и привлекла внимание ученых развитых и развивающихся стран в середине 70-х гг. XX в. наряду с другими появившимися в то время и не оформившимися окончательно теориями развития.

Концепции основных потребностей значительное внимание уделяет и церковь. В исследованиях сотрудников международных церковных организаций эта теория во многих случаях рассматривается в широком контексте, включающем участие населения в процессе принятия решений, политические и социальные аспекты производительной занятости.

Марксистско-ленинская теория в определении категории потребностей исходит из историчности этого понятия, связывает меру потребностей с мерой труда, а главное, подчеркивает, что удовлетворение материальных и духовных нужд людей зависит от проведения революционных общественных преобразований, уничтожения всех видов эксплуатации человека человеком.

Характеризуя проблемы потребностей и потребления при капитализме, Ф. Энгельс, в частности, писал, что капиталистическое производство создает средств существования гораздо больше, чем может потребить капиталистическое общество, потому что оно искусственно отстраняет огромную массу действительных производителей от потребления этих средств. Поэтому лишь с отменой частной собственности "...избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения".

"Высшая цель общественного производства при социализме, - говорилось в Конституции СССР 1977 г., - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей".

Социальные проблемы - безработица, голод, неграмотность и другие - решались советской властью не изолированно, а параллельно с экономическими задачами - индустриализацией, коллективизацией в сельских областях и др. При этом главная роль в удовлетворении основных потребностей населения принадлежала государству, развитию государственного сектора, государственного планирования. В исторически небольшой период времени была полностью ликвидирована неграмотность, введено обязательное начальное, а затем и среднее образование. Удовлетворение потребностей всех членов общества, а не отдельных слоев и групп населения, отражает специфические для социализма тенденции обеспечения социальной справедливости, развития уровня жизни в сторону уменьшения дифференциации благосостояния между отдельными слоями населения, роста уровня потребления не только для всех в целом, но и для каждого трудящегося в отдельности.

Приведем структуру и общие характеристики основных потребностей.

Потребности - надобность в чем-либо, необходимом для поддержания нормальных условий жизни и функционирования. Следует отметить, что в условиях рыночных отношений используется термин "навязанные потребности", которые не отвечают условиям жизни и функционирования.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности подразделяются на несколько групп: потребности государства, общества, владельцев частных средств производства, потребности духовных конфессий и потребности населения (личные потребности).

Потребности государства определяются факторами его воспроизводства: население, человеческие ресурсы, территория, инфраструктура, безопасность, культура, конституция, принятая общественно-политическая система общества, налоговая и бюджетная система, кредитно-финансовая и денежная система общества.

Потребности общества диктуются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся следующие потребности: справедливое государственное управление; обеспечение конституционных гарантий членам общества; независимое судопроизводство; участие в принятии общественных решений; охрана окружающей среды, общественной безопасности; организация социальной системы; наличие общественных организаций; наличие гуманитарных и благотворительных программ; наличие конструктивного диалога с государством и т. п.

Потребности владельцев средств производства определяются в устойчивом получении прибыли и факторов, ее обеспечивающих, таких как: трудовые ресурсы, безработица, рынки сбыта, производственные ресурсы, отсутствие конкуренции, минимальное налогообложение, современные технологии, схемы минимизации налогообложения, благотворительная деятельность. С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований нормального функционирования общественного производства. Они включают в себя потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Потребности духовных конфессий: наличие паствы для духовного наставничества, наличие церковной инфраструктуры, проведение религиозных празднеств, конструктивное сотрудничество между духовными конфессиями, борьба с религиозным экстремизмом, духовное, нравственное и трудовое воспитание населения.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Технологии внедрения потребностей - последовательность этапов, через которые проходит информация о потребностях с целью институализации самих потребностей на покупательном рынке потребностей. Можно выделить следующие этапы: информирование, понимание, поддержка, вовлечение, интеграция.

Стадии развития потребностей - этапы, которые проходят потребности в процессе развития от возникновения до удовлетворения.

Для общественных потребностей характерны следующие стадии:

1) поиск новых факторов, направленных на улучшение чего-либо;

2) оценка фактора улучшения с точки зрения "спрос-предложение";

3) институализация фактора улучшения в виде потребности;

4) формирование инфраструктуры по созданию, рекламированию, производству, тиражированию новой потребности;

5) реализация стратегий конкуренции за свой сегмент рынка на рынке потребностей;

6) модернизация потребностей в соответствии с требованиями научно-технического процесса и конкуренции;

7) трансформации старых потребностей в потребности нового поколения.

Для личных потребностей можно выделить следующие стадии:

1) возникновение желания или необходимости в потребности;

2) оценка нормативно-этических и правовых норм, прав на удовлетворение потребности;

3) оценка ресурсной базы, требуемой для удовлетворения потребности;

4) оценка монопольного права на предполагаемую к удовлетворению потребность;

5) получение права (экономического, законодательного, духовного, социального, семейного и т. д.) на удовлетворение потребности;

6) удовлетворение потребности;

7) удаление из списка потребностей удовлетворенной потребности.

Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют следующие группы личных потребностей: физические, экономические, социальные, интеллектуальные, духовные, коммуникационные, популяционные.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, тепле, отдыхе, методах защиты и нападении. Эти потребности вытекают из природы человека как биологического существа и задаются человеку самой природой.

Экономические потребности связаны с уровнем личных доходов и личного потребления, направленного на удовлетворение различных нужд: физических, духовных, популяционных, социальных и др.

Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребности в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав, общественном признании результатов деятельности индивидуума и т. д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

Интеллектуальные потребности возникают и связаны с необходимостью понимания человеком основ и природы процессов, событий и явлений, происходящих в окружающем его мире. Интеллектуальные потребности принимают форму институализации знаний об окружающей среде и правилах ее развития. Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, и подчиняются закону о разделении и кооперации труда.

Духовные потребности связаны с развитием морально-этических и эстетических характеристик человека и призваны к созданию определенного типа интегрирующей и идентификационной связи между людьми и поколениями людей, проживающих в одном территориальном образовании.

Коммуникационные потребности - потребности, связанные с созданием команды единомышленников, так как "доступ" к определенным потребностям возможен только при сложении усилий множества людей.

Популяционные потребности - потребности, связанные с продолжением рода, сохранением семьи, фамилии, национальности.

По степени рациональности потребности разделяют на разумные, иррациональные и навязанные.

Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возвышения потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются еще и на основании знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины - и формулируются наукой о питании. Их удовлетворение обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.

Иррациональные потребности - потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда противоестественные и извращенные формы. Как правило, они связаны с частнокапиталистическими формами собственности и стиля потребления, а также с недостаточно активной деятельностью общества по формированию разумных потребностей.

Преодолеть иррациональные потребности можно путем активного формирования разумных потребностей, воспитания вкусов. Однако если удовлетворение некоторых из иррациональных потребностей связано с так называемым противозаконным потреблением (например, наркотиков), то помимо воспитательных мер применяются строгие меры оперативного вмешательства соответствующих правоохранительных органов, а также медицинских учреждений.

Навязанные потребности - потребности, обусловленные статусом, имиджем, общественным положением, корпоративными правилами, догмами, рекламой, пропагандой, конкурентной борьбой. Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относят те, которые связаны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а также индивидов как носителей потребностей. Основными из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например, газификация и электрификация быта, развитие жилищно-коммунального хозяйства, сети радио и телевидения, автомобильных дорог и прочих путей сообщения, которые связывают жителей отдаленных районов и сельских местностей с крупными городами), влияющие как на сами потребности, так и на образ жизни в целом.

Социально-психологические средства формирования потребностей - это те средства, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью них можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально бесперспективные, нерациональные потребности. Это реклама, методы пропаганды и агитации, применяемые в печати, на радио, телевидении, в Интернете, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения, образования и т. п.

Организационные средства связаны с самой организацией процесса целенаправленного воздействия на потребности. К ним относятся выставки-продажи, специализированные ярмарки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды и т. п. Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

Основные потребности человека в Российской Федерации тесно связаны с понятиями потребительской корзины и прожиточного минимума.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети; а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется также для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет на основе рекомендаций ученых и медиков с участием объединений профсоюзов. Общероссийская потребительская корзина устанавливается федеральным законом, региональные - законами субъектов РФ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Состав продуктовой части потребительской корзины, а также объем потребления входящих в нее элементов (в натуральных показателях) для основных социально-демографических групп населения определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (табл. 1).

Таблица 1

Структура продуктовой части потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения Российской Федерации

Наименование

Трудоспособное

население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), кг

126,5

98,2

77,6

Картофель, кг

100,4

80.0

88,1

Овощи и бахчевые, кг

114,6

98,0

112.5

Фрукты свежие, кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты, кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты, кг

18,5

16.0

18.6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг

290,0

257,8

360,7

Яйца, шт.

210

200

201

Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай. специи), кг

4,9

4,2

3,5

С 2013 г. норма непродовольственных товаров и услуг для всех групп населения устанавливается не в натуральных показателях (как определял ранее действовавший Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ), а в относительных. Им отведено по 50% от стоимости продуктовой части корзины.

В новой потребительской корзине было значительно изменено ОГЛАВЛЕНИЕ продуктового пакета. Пищевая и биологическая ценность потребительской корзины была увеличена за счет повышения объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов. Соответственно, снижены нормы потребления по хлебным продуктам, картофелю, растительному маслу, маргарину и другим жирам.

Норма потребления в среднем на одного человека в год была увеличена по мясопродуктам - для трудоспособного населения на 57,5%, для пенсионеров - на 71,4%, для детей на 30,6%; по рыбопродуктам - для трудоспособного населения на 15,6%, для пенсионеров - на 6,7%, для детей - на 32,9%; по молоко продуктам - для трудоспособного населения на 21,7%, пенсионеров на 17,8%, детей - на 10,9%; по яйцам - для трудоспособного населения на 5%, для пенсионеров - на 11,1%, для детей - на 4,1%; по овощам и бахчевым - для трудоспособного населения на 18,1%, для пенсионеров - на 6,5%, для детей - на 3,5%; по свежим фруктам - для трудоспособного населения - в 2,6 раза, пенсионеров - в два раза, детей - в 2,3 раза.

Величина прожиточного минимума, определенная на основе данной потребительской корзины, по расчетам экспертов, оказывается выше для трудоспособного населения на 3,3%, пенсионеров - на 8,2%, детей - на 4,1%, в среднем на душу населения - на 4,2% по сравнению с предыдущей.

Рассмотрим реальное потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Российской Федерации в 2010 г. с учетом дифференциации по составу домохозяйств, количеству детей, а также в группировке по 10-процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня доходов в табл. 2-4.

Домашнее хозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Таблица 2

Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств различного состава, %

Продукты питания

Все домохозяйства

Домохозяйства, состоящие из

одного

человека

двух человек

трех человек

четырех

человек

пяти и более человек

Все продукты.

29,6

34,9

30,2

26,3

28,6

33,2

в том числе:

хлеб и хлебные продукты;

4,5

5,1

4,3

4,0

4,5

5,5

картофель;

0,5

0,6

0,5

0,4

0,4

0,6

овощи и бахчевые;

2,1

2.7

2,2

1,8

1,9

2,1

фрукты и ягоды;

2,1

2.7

2,3

1,9

1,9

2,1

мясо и мясные продукты;

8,8

9,6

3,7

7,9

8,7

10,1

рыба и рыбные продукты;

1,8

2,3

2,1

1,6

1,7

1,8

молоко и молочные продукты;

4,4

5,3

4,2

3,8

4,3

4,8

сахар и кондитерские изделия;

2,1

2.6

2,1

1,8

2,0

2,5

яйца;

0,4

0,6

0,5

0,4

0,4

0,4

масло растительное и другие жиры;

0,5

0,7

0,6

0,4

0,4

0,6

другие продукты литания

2.4

2,7

2,5

2,3

2,1

2,7