Концепция мира и личности. "Фрегат “Паллада”"

Очерки "Фрегат “Паллада”" создавались Гончаровым в 1855– 1858-х гг. Основой их послужили записи, сделанные писателем во время кругосветного плавания на военном фрегате "Паллада", продолжавшегося два года, а также письма к друзьям и близким, которые он просил сохранять. Когда Гончарову предложили отправиться в морское путешествие, целью которого было изучение портов и колоний в Африке, Азии и Европе, многие из близко знавших его так до конца и не могли поверить в то, что медлительный, любящий покой и уют писатель решится на это. В письме к Языковым, датированном августом 1852 г., Гончаров сообщает об обстоятельствах, которые могли бы спасти его от ужасной хандры: "Аполлону Майкову предложили ехать в качестве секретаря, причем сказали, что нужен человек, умеющий писать по-русски, литератор. Он отказался и предложил мне... Я полагаю, что если бы запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, остаток жизни прожил бы повеселее... Соскучась, поневоле бы искал спасения – в труде".

Действительно, время плавания не было потрачено даром, оно стало временем вызревания идей, которые впоследствии нашли отражение в романс "Обломов". Положительное и отрицательное в русской действительности, запечатленное в первом романе писателя, получало возможность осмысления в контексте мировой цивилизации. В очерках путешествия оно отливается в проблему взаимоотношения Востока и Запада, а конструктивной основой очерков, их цементирующим началом становится образ автора-повествователя. Его кругозором определяется выбор предмета изображения, его нравственные ценности и склад ума служат критерием оценки многосложной и пестрой картины мира.

В очерках Гончаров вырабатывает определенный стиль изображения жизни: он старательно собирает все характерное. Его интересуют лица, голоса, манеры, жилища, природа – все разнообразие форм наружного проявления жизни. Поэтому так часто прибегает он к созданию нравственных портретов представителей различных наций, сопрягая их с размышлением о современных проблемах цивилизации. Одним из первых на страницах очерков появляется образ современной Англии, этого "всемирного рынка, картины суеты и движения", окрашенной в колорит "дыма, угля, пара и копоти". С какой тонкой иронией пишет Гончаров об англичанине, чья жизнь лишена природного начала и представляет собой действие хорошо отлаженного механизма. Весьма примечателен комментарий, который дает своим впечатлениям от Англии писатель: "Каждый день... поверяю свои впечатления, как скупой поверяет втихомолку каждый спрятанный грош. Дешевы мои наблюдения, не много выношу я отсюда..." Картина бьющей ключом жизни не вдохновила Гончарова, прогресс рынка, где все на продажу, не вызвал положительной реакции писателя. Современный цивилизованный мир предстал в изображении Гончарова как мир, распавшийся на "машинки, пружинки, таблицы и другие остроумные способы, чтобы человеку было просто и хорошо жить". Машинизация не принесла человеку спокойствия, и поэтому с таким удовольствием писатель обращает свой взгляд на родину, переключая повествование в иной план. Перед читателем возникает образ спящего на пуховых перинах барина и встает воссозданная в мелочах картина русского поместного бытия. Картинка из "Сна Обломова" органично вписывается в структуру повествования: перед нами монолог, переключающий действие во внутренний план. В самом факте такого переключения сюжета заключено признание Гончарова в любви к Отечеству. Образ родной Обломовки, ее "почва на ногах" никогда не могла быть смыта никакими океанами из памяти Гончарова. Он всегда поверял ею свои новые впечатления, проводя параллель с тем, что глубоко любил и всегда носил в своем сердце. Постоянное сравнение своего и чужого и оценка этого чужого с позиций русского гражданина – важнейший принцип архитектоники очерков.

Проверка новых впечатлений старыми представлениями обусловила в высшей степени субъективный, глубоко личностный и чрезвычайно характерный для манеры Гончарова способ проявления точки зрения автора-повесгвователя. Суть его заключается в постоянном свертывании перспективы изображения. Панорама жизни каждой страны завершается описанием мелких и на первый взгляд незначительных подробностей замкнутой флотской жизни. Этот принцип изображения – в замечательном, удивительном портрете океана, нового знакомца Гончарова. Первые впечатления от "физиономии" океана никак не хотели совпадать с теми знаниями, которые дала поэзия – "безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, неизмерим и неукротим", и поэтому Гончаров поверяет этот портрет с "подлинными чертами лежащего передо мной великана". Корректируя общепринятые представления, Гончаров представляет океан... в облике человека: на "старческом лице ни одной морщинки", "он был покоен: по нем едва шевелились легкими рядами волны, как будто ряды тихих мыслей, пробегающих, по лицу...". Очеркист создает развернутый образ могучей стихии, поэтизируя покой как форму дружественного расположения океана к человеку, сводя сложное явление к простому. В связи с этим завершающим штрихом портрета океана, прерывающим поток размышлений, оказывается физиономия... Фаддеева, камердинера и слуги Гончарова в плавании. Так лирико-философское изображение монументальной картины дополняется необходимым штрихом, к появлению которого и стремится описание. Величественный образ морской стихии оказывается сравним и соизмерим в представлении Гончарова с образом простого русского матроса Фаддеева.

В "Фрегате “Паллада”" закрепляются те элементы художественной манеры, которые постепенно складываются в систему, характеризующую творческий метод Гончарова. Успех, сопровождавший появление очерков в печати, стимулирует работу писателя над завершением замысла нового произведения, который выходит в свет в 1859 г. – романа "Обломов".