Концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и индивидуальный стиль деятельности

Современная дифференциальная психология, психофизиология, психогенетика выработали немало концепций, раскрывающих природу индивидуальных различий. Среди них пользуется заслуженной известностью концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898–1982), опирающаяся на идеи Б. Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, а также традиции комплексного целостного исследования личности, заложенные в трудах В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. В. С. Мерлин объединил большое количество частных данных об индивидуально-психологических различиях в рамках концепции интегральной индивидуальности [5]. Интегральная индивидуальность охватывает три уровня индивидуальных свойств человека: 1) организменный, 2) индивидно-личностный и 3) уровень субъекта социальных отношений. Свойства уровней интегральной индивидуальности [там же, с. 50] представлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Свойства уровней интегральной индивидуальности

Уровень

Свойства

1

Уровень свойств организма

а) биохимические;

б) общесоматические и конституциональные;

в) нейродинамические (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга)

2

Уровень индивидуально-психических свойств

г) темперамент (психодинамические свойства);

д) психические свойства личности (включая особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.);

е) возрастно-половые свойства

3

Уровень социально-психологических свойств личности

ж) осуществление социальных ролей в группе

(в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе);

з) осуществление социальных ролей в социальноисторических общностях (этническая, классовая идентичность)

На уровне организма представлены биохимические свойства человека (особенности обменных процессов, неповторимая структура белка, тканей органов, особенности гормонов, выделяемых эндокринными железами): общесоматические и конституциональные свойства (особенности тела как биомеханической машины, вес, рост, мышечная масса, типичное давление крови, объем легких, сила сокращения мышц, общее состояние здоровья, общая трудоспособность); нейродинамические свойства (скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их сила, лабильность и другие показатели; особенности функциональной асимметрии мозга).

На уровне индивидуально-психических свойств представлен темперамент, характер, индивидно-личностные психические свойства, способности и склонности. Темперамент рассматривается В. С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, отражающее формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности, они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер может быть в известной мере изменен самим человеком в процессе самовоспитания, но он может меняться и под влиянием изменений в организме человека, т.е. непроизвольно (например, при хронической болезни).

Способности являются результатом развития задатков. Это функциональные органы, обеспечивающие выполнение человеком определенных форм деятельности и его легкую или трудную обучаемость в данной области.

Личностью в широком смысле называют целостную психическую организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В таком понимании "личность" оказывается тождественной термину "индивидуальность" – эго своеобразное единство внутренних условий, через которые "преломляются все внешние воздействия" [18]. В узком смысле личностью называют некую неповторимую целостность, выполняющую роль высшего регулятора жизнедеятельности человека, эта роль становится возможной благодаря самосознанию, образующему иерархию главных смысловых ориентаций, ценностей, идеалов, мотивов [10]. Обозначенная ценностно-смысловая иерархия складывается прижизненно в процессе социализации ребенка, формирования произвольной регуляции на основе овладения речью.

К уровню индивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половые свойства, которые детерминированы как на организменном уровне (биологическими процессами созревания), так и факторами социализации, психического развития. Половая принадлежность определяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков. Антропологи выделяют следующие варианты значения термина "пол":

генетический – устанавливается на основе анализа генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин – XY);

гормональный – определяется преобладанием мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;

морфологический, или соматический, – определяется строением внутренних и наружных половых органов, строением тела, типом волосяного покрова;

гражданский – обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, зафиксированное в паспорте;

психологический – внутреннее ощущение человеком своей идентичности, выбор им способа поведения, типичного для женщин или мужчин.

социальный – типичный способ поведения людей, складывающийся в обществе под влиянием воспитания, культурных традиций.

В современной социологии и антропологии (в широком смысле) принадлежность человека к психологическому и социальному полу обозначается термином "гендерные различия". Слово "гендер" английского происхождения и имеет два значения: 1) "gender" – род, грамматическое понятие и 2) "пол" – особенности поведения мужчин и женщин. Термин "гендер" необходимо отличать от "пола биологического" (в английском языке обозначаемого словом "sex"). Словосочетания "гендерные различия", "гендерная роль" отражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин. Гендерные теории разрабатывают социологи и социальные психологи при исследовании стереотипов поведения групп мужчин и женщин, их типичных представлений, мнений, способов преодоления проблемных ситуаций.

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отображает особенности личностного и социального статуса человека, связанные с предпочтением им социальных ролей, принадлежностью к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности В. С. Мерлин обозначает также термином "метаиндивидуальность" для характеристики свойств, зависящих от требований, ожиданий социальной группы, а также для противопоставления этих свойств интраиндивидуальности (охватывающей свойства относительно автономные от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. Связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека имеет форму сложно опосредованной, не прямой зависимости.

Человек рассматривается В. С. Мерлиным как целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В различных жизненных ситуациях особенно важными могут быть различные свойства. Уровни интегральной индивидуальности и входящие в них характеристики были выделены В. С. Мерлиным на основе содержательно-концептуальных предпосылок, представлений о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнительный критерий – это статистические связи между оцениваемыми количественными индикаторами индивидуальных свойств. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались объединенными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уровня имели более выраженные однозначные связи.