Лекция II. Концепции циклического развития культуры

Процесс познания культуры сопровождается созданием разнообразного рода моделей, или концептуальных схем, неким образом отражающих феноменальную реальность, в которой протекают циклические и линейные процессы. Идеи циклического развития, пожалуй, имеют наиболее давнюю историю, ибо формирование их связывается с древнейшими представлениями о циклических процессах в природе, запечатленных в соответствующих календарных праздниках, с осознанием судьбоносной цикличности человеческой жизни, продолжительности существования древних империй. Пространственно-временной объем циклических моделей имел разную величину и применялся либо для периодизации всеобщей истории человечества, либо для характеристики отдельных этапов ее развития, либо еще уже: для уяснения смены художественных стилей, политических и интеллектуальных периодов активности и спада внутри той или иной культуры.

Мифологические представления, в русле которых первоначально сложилась идея цикличности, на первоначальном этапе выраженная в метафорическом виде, по мере формирования навыков аналитического мышления преобразовывались в теоретические понятия и концептуальные модели. При обращении к наследию прошлых эпох невольно возникают аналогии между аргументацией древних и современных мыслителей. Подчас напрашивается вывод, что интуиции предшественников были не лишены оснований, хотя, с точки зрения современной науки, и содержали в себе некоторые ошибки и заблуждения.

Первые проявления циклической концепции можно найти, к примеру, в наследии Древней Индии, Древнего Китая, в истории Древней Греции. В период европейского

Средневековья доминирующей была концепция линейного развития, и лишь в эпоху Возрождения вновь была востребована теория циклического развития.

Идея циклов в эпоху Возрождения

Представитель позднего Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) обратил внимание на смену периодов подъема и упадка в развитии древних империй. Как утверждают некоторые исследователи, Н. Макиавелли заимствовал идею циклизма непосредственно у античного историка Полибия, но не повторил ее, а разработал по-своему. По версии других исследователей, на него повлияли идеи арабского мыслителя Ибн Хальдуна (1332-1406), написавшего в своем сочинении "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть" о ритмических чередованиях эпох в развитии культуры. Эти идеи Н. Макиавелли воспринял непосредственно от араба Ибн аль-Ваззана, жившего в то время в Италии. В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" Н. Макиавелли пишет о чередовании в истории периодов "доблести" и "порока", "мощи" и "немощи", "порядка" и "развала", присущих тем или иным древним империям, которые сменяли друг друга: вначале "доблесть была сосредоточена в Ассирии, затем перенесена в Мидию, потом в Персию и в конце концов достигла Италии и Рима", однако на смену царившей в ту пору доблести в современной ему Италии пришел "торжествующий ныне порок". Италия XV в. рассматривалась им как страна, расцвет которой оказался в прошлом. Эти идеи Н. Макиавелли были не идеей замкнутого круга, а, напротив, идеей о неизбежном движении истории и культуры через периоды "мощи и немощи". Причины циклических процессов он усматривал в расположении звезд, тем самым его учение связывалось с повторением неких космических ритмов. Эта мистическая сторона его учения оценивалась порой как самая слабая в его аргументации. Однако именно у нее оказались последователи в XVI-XVII вв. (один из них - Т. Кампанелла). Несмотря на все промахи, допущенные предшествующими мыслителями и трактовках тех или иных циклических процессов, несомненным достоинством их был поиск неких общих закономерностей, согласно которым можно объяснить развитие культуры и человеческой истории.