Лекция III. КОНЦЕПЦИИ СТАДИАЛЬНЫХ И ЦИКЛИЧЕСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

К началу XX в. понятие "экономическая система" стало подразумевать не систему категорий политической экономии, а систему общественно-экономических отношений. Причем, как правило, речь шла о капиталистической системе, распространившейся из Западной Европы по всему миру. Во внедрении в научный и обыденный язык понятий "капитализм", "капиталистический способ производства" главная роль принадлежала марксизму и исторической школе. Они рассматривали капитализм как систему общественно-экономического устройства, развивающуюся по определенным стадиям и подверженную циклическим колебаниям, которые должны привести ее к более или менее радикальному преобразованию.

Историческая школа, захватившая господство в экономической мысли Германии и довольно влиятельная в России, представляла это преобразование как постепенное, реформистское, эволюционное. С реформистскими эволюционными подходами в первой трети XX в. выступили также российская аграрно-кооперативная школа и американский институционализм, выработавшие свои концепции стадиальных экономических изменений. Марксистская доктрина обосновывала революционное преобразование капиталистической системы в новый - "социалистический" - тип общественно-экономического устройства, и после Октябрьской революции 1917 г. в России марксистская партия большевиков, захватив политическую власть, начала "строительство" социализма как антитезы капитализму.

Глава 11 "Стадиальные концепции капиталистического хозяйства" раскрывает вклад новых поколений исторической школы и марксизма - в Германии и в России - в изучение генезиса и различных этапов капитализма; рассматривает различные трактовки "духа капитализма" в трудах представителей "новой" исторической школы; анализирует марксистскую концепцию финансового капитала и се значение для идеологии революционного преобразования экономической системы в России.

Глава 12 "Образ будущего в экономической литературе начала XX века и экономические концепции переходного периода от капитализма к социализму" рассматривает сложившиеся под воздействием марксизма различные российские версии социалистической экономической системы и перехода к ней: как оставшиеся в форме утопических проектов, так и внедренные партией большевиков в практику. Особое внимание уделяется различным и конкурировавшим подходам к народнохозяйственному планированию, считавшемуся конститутивным признаком социализма.

Глава 13 "Эволюционные концепции русских экономистов-аграрников" рассматривает особенности эволюционного экономического анализа представителей аграрно-кооперативной школы России, раскрывает их вклад в понимание этапных изменений систем полеводства, вековых структурных сдвигов в народном хозяйстве, закономерностей сельскохозяйственной кооперации. Впервые в учебной литературе дается изложение стадиальной теории экономического прогресса, разработанной крупнейшим представителем русской аграрно-эволюционной мысли Н. П. Огановским.

Глава 14 "Становление концепции длинноволновой экономической динамики" прослеживает связь между анализом экономических кризисов в работах представителей исторической школы и марксизма (А. И. Чупров, В. Зомбарт, М. И. Туган-Барановский) и концепцией больших циклов конъюнктуры ("длинных волн") Н. Д. Кондратьева. Раскрываются особенности эмпирического и теоретического обоснования Кондратьевым гипотезы больших циклов, объяснения материальной основы среднесрочных и долгосрочных циклических экономических изменений.

Глава 15 "Эволюционные концепции американского институционализма" раскрывает особенности анализа стадиальных и циклических экономических изменений в работах основателей институционального направления в экономической мысли США - Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. К. Митчелла, каждый из которых предложил собственную альтернативу модели "экономического человека" и оценку перспектив капитализма как эволюционирующей экономической системы. Рассматривается влияние экономической мысли институционализма на идеологию и практику первого этапа "Нового курса", положившего начало формированию в США системы смешанной экономики.

После изучения части III студент должен:

знать

- происхождение понятий "финансовый капитал", "финансовая олигархия", "государственно-монополистический капитализм", "военный коммунизм", "командные высоты", "экономический цикл" и др.;

- главных представителей юной исторической школы, экономической мысли германской социал-демократии и большевизма, российской аграрно-эволюционной школы, американского институционализма;

- особенности раннего русского марксизма как идеологии капиталистического развития России и значение анализа кустарной промышленности в полемике о сходстве и различиях стадиального экономического развития Запада и России;

- различные критерии периодизации капитализма, выдвинутые экономистами "новой" исторической школы;

- значение концепции финансового капитала для марксистских выводов о "материальных предпосылках социализма";

- роль концепции "закона первоначального социалистического накопления" в полемике о путях перехода от капитализма к социализму в СССР;

-различия между "генетическим" и "телеологическим" подходами к народнохозяйственному планированию в СССР;

- значение категории "трудопотребительский баланс" в концепции "семейно-трудового хозяйства" Л. В. Чаянова;

- классификацию динамических процессов в экономике Н. Д. Кондратьевым;

- трактовку "дихотомий" и стадий капитализма в американском институционализме;

уметь

- раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "протестантская этика", "экспорт капитала", "новые средние слои", "тектология", НЭП, "основные капитальные блага" и др.;

- формулировать позиции сторон в российских экономических дискуссиях о расслоении крестьянства; в германских экономических дискуссиях о социокультурных основаниях западного капитализма;

- показывать преемственность и отличия теории финансового капитала и империализма от марксистской доктрины XIX в.;

- объяснять причины "понятного хода" аграрной эволюции в России;

- показывать преемственность и отличия в трактовке "материальной основы" циклических колебаний между инвестиционной теорией цикла М. И. Туган-Барановского и гипотезой длинных волн Н. Д. Кондратьева;

- раскрывать влияние американского институционализма на "Новый курс" в США;

владеть

хронологией российских экономических дискуссий 1890-1920-х гг. и формирования американского институционализма;

- навыками сопоставления эволюционной и революционной идеологий преобразования капиталистической экономической системы;

- навыками сопоставления подходов к дифференциации крестьянства русских марксистов (большевиков) и экономистов аграрно-кооперативной школы;

- навыками сводной характеристики американского институционализма как критического направления по отношению к теориям, основанным на предпосылке рационального гедонистамаксимизатора.