Контроль Российской Федерации за выполнением международных автомобильных перевозок

Роль Российской Федерации в организации выполнения международных автомобильных перевозок. Осуществление государственного контроля за международными автомобильными перевозками базируется прежде всего на государственном регулировании некоторых, главным образом технико-юридических, вопросов, относящихся к этим перевозкам, и проявляется в непосредственном участии государственных органов в организации их осуществления на территории РФ.

Регулирование касается как общих вопросов организации и контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок на территории РФ, так и конкретных аспектов, связанных с закреплением разрешительной системы этих перевозок, порядка их осуществления, установления ответственности за его нарушение.

Общие вопросы регламентированы в Федеральном законе "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее – Закон).

В осуществлении международных автомобильных перевозок важную роль играет государство. На него возложены контрольные функции, которые регулируются указанным Законом.

В Законе основное внимание уделено регламентации действия разрешительной системы в процессе международной перевозки по территории РФ, а также порядка осуществления государственного контроля за соблюдением условий выполнения международных автомобильных перевозок.

Закон закрепляет основополагающие понятия, связанные с международными автомобильными перевозкам, такие как международная автомобильная перевозка, российский перевозчик, иностранный перевозчик, грузовое транспортное средство, регулярные и нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки, разрешение на проезд и некоторые другие.

Здесь же перечислены виды международных перевозок с учетом принадлежности транспортного средства российскому или иностранному перевозчику, а также места начала и окончания перевозки. Для российского перевозчика – это проезд с территории РФ на территорию иностранного государства либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства через территорию РФ.

Что касается перевозки, осуществляемой иностранным перевозчиком, то таковой является проезд на территорию РФ и обратно либо транзитом через территорию РФ.

По Закону основным критерием определения регулярной пассажирской автомобильной перевозки является ее систематичность. Регулярной считается перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального и конечного пунктов перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.

Формулируя понятие нерегулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, законодатель отталкивается от противного. Поэтому в ст. 1 Закона она определяется как перевозка, не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой.

Отдельно закреплены положения, относящиеся к видам перевозимых грузов, и в частности такие понятия, как "крупногабаритные грузы", "тяжеловесные грузы", "опасные грузы". Сформулированные в Законе определения позволяют избежать различных толкований указанных понятий при заключении договоров перевозки груза, правильно решать вопросы ответственности сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Что касается вопроса регламентации действия разрешительной системы при международной перевозке автомобильным транспортом, то необходимо отметить закрепление в Законе различных видов разрешений в зависимости от территории, по которой осуществляется перевозка, вида и характера груза, а также срока действия разрешения.

Разрешение, предоставляющее право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства, может быть российским и иностранным, разовым и многократным. Кроме того, выделяются специальные, а также многосторонние разрешения.

Российское разрешение выдастся на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ. Что касается иностранного разрешения, то оно выдается на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства.

Российские и иностранные разрешения могут быть разовыми и многократными. Разовые разрешения выдаются на одну поездку, а многократные – на несколько поездок, при этом они действуют в течение указанного времени.

Отдельного рассмотрения требуют специальные и многосторонние разрешения. Выдача специальных разрешений необходима в первую очередь при перевозке специфических грузов, к которым относятся крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы. Такое разрешение является, во-первых, разовым дополнительным разрешением на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства. Во-вторых, это разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.

И, наконец, последний из видов разрешений на проезд по территории иностранного государства – это многостороннее разрешение. Оно обладает универсальным характером, так как действует в течение указанного времени без ограничения числа проездов, распространяется на любое автотранспортное средство, принадлежащее владельцу такого разрешения, и действует на территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.

Закон закрепляет ответственность за нарушение установленного порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ, а также права и ответственность должностных лиц, уполномоченных контролировать соблюдение этого порядка.

Конкретные вопросы допуска российских перевозчиков на мировой рынок автотранспортных услуг, действия разрешительной системы, пропуска автотранспортных средств через Государственную границу урегулированы постановлениями Правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.

В качестве примера можно привести постановления Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" и от 26.06.2008 № 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации".