Контроль над операциями с капиталом и другие меры управления внешними активами и обязательствами

Известно, что управление внешними активами и обязательствами любой страны связано со многими другими аспектами экономической политики, и в частности с благоприятными фундаментальными макроэкономическими показателями, эффективным финансовым регулированием и надзором и даже с хорошо налаженным руководством деятельностью корпораций. Вместе с тем опыт показывает, что эти элементы являются необходимыми, но недостаточными условиями для предотвращения финансовых кризисов. Ключевую роль здесь играет конкретная политика, направленная на регулирование внешних активов и обязательств, и в первую очередь меры контроля над операциями с капиталом, а также другие меры, обеспечивающие воздействие на заемные и ссудные операции и владение активами. Контроль над потоками капитала вводится как в качестве меры макроэкономического управления, так и в порядке реализации долгосрочных задач политики, связанных с обеспечением национального экономического развития[1].

Меры контроля, применяемые по макроэкономическим соображениям, обычно тесно связаны с другими мерами денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, их функции заключаются в подкреплении или замене таких мер в тех случаях, когда опора на другие средства политики, как принято считать, может не принести нужного результата или вызвать нежелательные значительные изменения таких ключевых параметров, как процентные ставки и обменные курсы. Меры контроля, вводимые для решения долгосрочных задач развития, имеют следующие цели:

• обеспечение вложений капитала резидентами внутри страны;

• полное или частичное резервирование за резидентами определенных типов экономической деятельности.

Операции, на которые может быть распространен контроль такого рода, являются многоплановыми и в некоторых отношениях не поддаются простой классификации. Это касается, например, попыток провести различия между краткосрочными и более долгосрочными операциями: определенные активы или инструменты однозначно связаны в основном или даже исключительно с краткосрочными операциями, другие же используются и в краткосрочных, и в более долгосрочных операциях при существовании для них ликвидного вторичного рынка. Ситуация в последнее десятилетие еще более осложняется в связи с быстрым ростом производных инструментов — деривативов.

Эти новшества, быстро распространившиеся в 1980—1990-е гг. и в период до глобального кризиса, расширили возможности конструирования "синтетических" финансовых инструментов и портфелей со срочными потоками наличности, которые соответствуют движению средств по более традиционным активам, имея, однако, фиктивный характер. Вследствие этого, если правительство намеревается распространить меры контроля за движением капитала на определенные традиционные активы, оно должно расширить сферы своего влияния на эти "синтетические" инструменты или портфели.

Кроме того, юридическая и административная дифференциация сделок по национальным режимам контроля за движением капитала не всегда напрямую соответствует концептуальной классификации, используемой экономистами (например, в случае различий между прямыми и портфельными инвестициями). В сугубо ориентировочный перечень активов, которые используются в операциях с капиталом, можно было бы включить: прямые инвестиции; долгосрочные и краткосрочные займы; трансграничное владение недвижимостью; выпускаемые на внутреннем и международном рынках акции и долговые инструменты (последние могут иметь различные сроки погашения, от инструментов рынка краткосрочных капиталов до более долгосрочных нот и облигаций); ценные бумаги коллективного инвестирования (например, акции взаимных фондов); депозиты в банках и других финансовых фирмах; гарантии и другие обеспечительные финансовые инструменты; договоры страхования жизни; различные активы; связанные с движением личного капитала (разного рода дары, подарки, наследуемое имущество и т.п.); блокированные фонды, принадлежащие нерезидентам, и производные инструменты.

В силу институциональных и регулятивных особенностей финансовых систем и воздействия на структуры стимулов меры контроля за притоком капитала или внешними обязательствами могут также оказывать влияние на отток капитала и внешние активы и наоборот. Такое влияние проявляется, например, при использовании мер контроля за портфельными и прямыми инвестициями, когда правила, касающиеся репатриации капитала, прямо сказываются на стимулах к его ввозу. Аналогичным образом правила, распространяемые на портфели иностранных фирм в таких вопросах, как свобода трансграничных инвестиционных сделок, неизбежно влияют на их готовность обеспечивать свое коммерческое присутствие через ввоз прямых инвестиций. В более общем плане правила, касающиеся трансграничных операций с капиталом, разрешенных для финансовых фирм в какой-либо стране, влияют на готовность опираться на приток таких средств и на их усилия по привлечению инвестиций.

Ввиду тесной связи между мерами контроля за капиталом, с одной стороны, и некоторыми другими инструментами политики — с другой, классификация мер исходя из тех или иных критериев может быть произвольной. Например, специальные требования к резервам, устанавливаемые применительно к обязательствам банков перед нерезидентами (как меры политики), вполне могут быть отнесены и к категории инструментов денежно-кредитной политики, и к мерам контроля за капиталом. Кроме того, поскольку такие требования сказываются на качестве балансов финансовых фирм, они с таким же основанием могут быть квалифицированы (и зачастую квалифицируются) в качестве меры "пруденциального" финансового регулирования. Аналогичные альтернативные классификации могут также применяться при рассмотрении ограничений на чистые активы или обязательства банков в иностранных валютах. Традиционно меры контроля за капиталом ранее распространялись главным образом на трансграничные операции резидентов и нерезидентов. Однако в связи с процессами дерегулирования и развития банковских технологий, позволяющих оказывать все более диверсифицированные услуги, счета и операции в иностранных валютах все более оказываются доступными для резидентов и влияют на макроэкономические условия, особенно на обменные курсы, почти так же, как и трансграничные финансовые операции.

Для контроля за движением капитала существует богатый арсенал средств, имеющих различные сферы применения. Меры контроля за притоком прямых иностранных инвестиций и портфельных инвестиций в акционерный капитал (между которыми, как уже упоминалось, не всегда проводится четкое нормативно-правовое различие) могут иметь формы: лицензирования; лимитов на иностранное участие в акционерном капитале отечественных фирм; официальных разрешений на международную эмиссию акций; дифференцированных положений, применяемых в отношении национальных и иностранных фирм в вопросах регистрации и разрешенных операций; и различных видов двухъярусных рынков.

Некоторые из этих мер могут также применяться для контроля за притоком капитала, связанным с вложением в долговые ценные бумаги — облигации и другие инструменты. Ввоз капитала в такой форме может облагаться специальными налогами или ограничиваться сделками, осуществляемыми по системе двухъярусного рынка. Могут устанавливаться лимиты (вплоть до нулевых) на нерезидентское владение долговыми инструментами фирм и правительств. Может также применяться такая система, при которой для закупки таких ценных бумаг иностранцами требуется получение разрешения. Кроме того, нерезиденты могут не допускаться на аукционы по продаже государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.