Контроль за концентрацией капитала на рынке банковских услуг

Антимонопольные правила для кредитных организаций в общей форме установлены ст. 32 Закона о банках, гласящей, что кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Кроме того, предусмотрено, что приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (групп кредитных организаций), не должны противоречить антимонопольным правилам.

Недавно принятый Закон о защите конкуренции, в отличие от ранее действовавшего антимонопольного законодательства, установил единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Рассмотрим порядок государственного контроля за экономической концентрацией, под которой понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке банковских услуг осуществляется в двух формах:

1) необходимости получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа (ФАС России) либо Банка России на совершение определенных действий (сделок);

2) необходимости уведомления федерального антимонопольного органа либо Банка России о совершении определенных действий (сделок).

Несмотря на то что ст. 32 Закона о банках предусматривает совместный контроль ФАС России и Банка России за соблюдением антимонопольных правил в сфере банковских услуг, сложившаяся практика пошла но пути дуализма регулирования указанными субъектами рассматриваемой сферы общественных отношений.

Согласно Закону о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются:

1) следующие действия (ст. 27 Закона о защите конкуренции):

– слияние кредитных организаций или присоединение кредитной организации к другой кредитной организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает 33 млрд руб.;

– создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом кредитной организации[1], создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 Закона о защите конкуренции, и стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает 33 млрд руб.;

2) следующие сделки с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации в случае, если стоимость ее активов по последнему балансу превышает 33 млрд руб. (ст. 29 Закона о защите конкуренции):

– приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось не более чем 25% голосующих акций данного АО. Это требование не распространяется на учредителей кредитной организации при ее создании;

– приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Это требование не распространяется на учредителей кредитной организации при ее создании;

– приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем 50% долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей;

– приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций АО, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций;

– приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся нс менее чем 50% и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;

– приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), распоряжающимся нс менее чем 50% и нс более чем 75% голосующих акций АО, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций;

– приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов кредитной организации, размер которых превышает 10% стоимости ее активов по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату;

– приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности кредитной организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.

Требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий и сделок не применяется, если указанные действия и сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции[2], или если данные действия и сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 Закона о защите конкуренции, либо их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или Правительства РФ. Статья 31 Закона о защите конкуренции предусматривает, что сделки и иные действия, указанные в ст. 27–29 данного Закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном ст. 32 данного Закона, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) сделки, иные действия, указанные в ст. 27–29 Закона о защите конкуренции, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц[3];

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в ФАС России не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с ранее представленным перечнем таких лиц.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением указанных условий, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст. 28 и 29 Закона о конкуренции сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в ст. 27 Закона о конкуренции, – не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен (ст. 30 Закона о защите конкуренции):

– кредитной организацией о ее создании в результате слияния кредитных организаций, если суммарная стоимость активов но последним балансам кредитных организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает 33 млрд руб., – не позднее чем через 45 дней после даты слияния;

– кредитной организацией о присоединении к ней одной или нескольких кредитных организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам указанных организаций не превышает 33 млрд руб., – не позднее чем через 45 дней после даты присоединения;

– лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество кредитной организации, об осуществлении сделок, иных действий, указанных в ст. 29 Закона о защите конкуренции, если стоимость их активов по последнему балансу превышает 2,5 млрд руб. – не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

Требование об уведомлении антимонопольного органа нс применяется в случае осуществления сделок, иных действий с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно ст. 32 Закона о защите конкуренции, в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 27–29 Закона о защите конкуренции) или в целях уведомления антимонопольного органа (ст. 30–31 Закона о защите конкуренции) в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются:

1) одно из лиц, заинтересованных в осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных ст. 27–29 Закона о защите конкуренции. Данное лицо представляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок, иных действий;

2) лица, на которых ст. 30, 31 Закона о защите конкуренции возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий. Данные лица представляют в антимонопольный орган уведомления об осуществлении таких сделок, иных действий.

За рассмотрение ходатайства об осуществлении сделок, иных действий уплачивается госпошлина в размере 20 тыс. руб. (подп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК).

Одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в антимонопольный орган представляются:

1) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе и о внесении изменений в ЕГРЮЛ (если таковые вносились), а также подлинник выписки из ЕГРЮЛ для заявителя – юридического лица или фамилия, имя, отчество заявителя – физического лица, данные (в форме ксерокопии) документа, удостоверяющего его личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ) по состоянию на дату представления ходатайства или уведомления, а также нотариально заверенную копию свидетельства о присвоении ИНН (если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то необходимо приложить нотариальную копию свидетельства о государственной регистрации в таком качестве);

2) документы, определяющие предмет и ОГЛАВЛЕНИЕ сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю (проекты договоров, протоколы о намерениях и др.);

3) сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если для их осуществления требуются специальные разрешения;

4) сведения о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной заявителем (в натуральном и стоимостном выражении) в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции;

5) имеющиеся у заявителя сведения об основных видах деятельности лиц, указанных в ст. 27–30 Закона о защите конкуренции, о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной такими лицами (в натуральном и стоимостном выражении) в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции или заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями нс располагает;

6) бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства или уведомления;

7) сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц;

8) сведения о суммарной балансовой стоимости активов лица, акции (доли), имущество и (или) активы которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц или заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает;

9) финансово-экономическая и иная отчетность заявителя, представляемая в Банк России и в ФСФР России (кредитная организация дополнительно должна представить копии документов, подтверждающих оплату уставного капитала, и копии документов о выпуске акций (решение о выпуске, регистрационное письмо ФСФР России, отчет о выпуске));

10) представляемая в Банк России и в ФСФР России, если приобретаются акции (доли), имущество и (или) активы кредитной организации и (или) права в отношении ее, финансово-экономическая и иная отчетность лица, акции (доли), имущество и (или) активы которого и (или) права в отношении которого приобретаются;

11) перечень коммерческих организаций, более чем 5% акций (долей) которых заявитель распоряжается на любом основании (с указанием их полного наименования, адреса места нахождения, ИНН, основания распоряжения и количества голосов), или заявление в письменной форме о том, что заявитель акциями (долями) коммерческих организаций не распоряжается;

12) перечень коммерческих организаций, которые распоряжаются на любом основании более чем 5% акций (долей) заявителя;

13) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, состав и расчет суммы активов этой группы лиц[4];

14) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с иными указанными в ст. 27–30 Закона о защите конкуренции лицами, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, или заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает;

15) сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, зарегистрированных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (оффшорные зоны);

16) платежное поручение (дополнительный экземпляр с отметкой банка) об оплате госпошлины за рассмотрение ходатайства.

Перечисленные документы (сведения), за исключением платежного поручения об оплате госпошлины, представляются на каждое лицо, участвующее в сделке (действии), а также на кредитную организацию (при приобретении ее акций, долей или активов).

Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27–31 Закона о защите конкуренции, утверждены приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129.

В случае если сделка, иное действие требуют предварительного согласия антимонопольного органа или последующего его уведомления по нескольким основаниям, предусмотренным вышеуказанными статьями Закона о защите конкуренции, такая сделка, иное действие подлежат согласованию в рамках одного ходатайства или одного последующего уведомления.

Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства производится в течение 30 дней с даты его получения в соответствии со ст. 33 Закона о защите конкуренции.

Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия указанного решения.

Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю (ст. 34 Закона о защите конкуренции), состоят в следующем.

Кредитная организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, либо на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Сделки, указанные в ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, а также сделки, иные действия, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции и осуществленные с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания соответствующих сделок недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном ст. 3.3 Закона о защите конкуренции, иное нарушение требований ст. 27– 32 Закона о защите конкуренции наряду с перечисленными последствиями влекут за собой ответственность в случаях, установленных КоАП (в частности, на основании ч. 3, 4 ст. 19.8 КоАП).

Статья 35 Закона о защите конкуренции устанавливает порядок осуществления государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.

В частности, хозяйствующим субъектам, имеющим намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о конкуренции, предоставлено право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства[5].

Решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства принимается антимонопольным органом в течение 30 дней. Основаниями для принятия решения о несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства являются:

1) наличие условий, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции;

2) недостоверность сведений, содержащихся в документах, а также иных сведений, представленных хозяйствующим субъектом и имеющих значение для принятия решения;

3) непредставление необходимых документов и сведений.

В случае необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней, о чем антимонопольный орган сообщает в письменной форме заявителю с указанием причин продления.

Решение антимонопольного органа о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия такого решения. Антимонопольный орган вместе с решением о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции.

Антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства в случае, если:

1) после принятия решения установлено, что при рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта, имеющего намерение достичь соглашения, были представлены недостоверные сведения;

2) хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, не выполняется предписание антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции.

Финансовые организации (в том числе кредитные организации) обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления[6] обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о конкуренции, за исключением:

1) соглашений между финансовыми организациями (в том числе кредитными организациями), если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает для кредитных организаций 390 млрд руб.;

2) соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;

3) соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;

4) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;

5) соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;

6) соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;

7) соглашений, являющихся предварительными договорами.

Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение 15 дней с даты его достижения.

К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) копия соглашения в письменной форме с приложениями;

2) сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности.

Частью 11 ст. 35 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать у финансовых организаций иные документы и сведения, кроме перечисленных.

Требования к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в которых определяется порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, когда страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредита, установлены постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями". В частности, не могут быть признаны допустимыми условия указанных соглашений, которые устанавливают:

а) обязанность сторон соглашения не заключать аналогичные соглашения с иными кредитными и страховыми организациями, за исключением договоров, по которым кредитная организация выступает страховым агентом и обязуется не заключать агентские договоры с иными страховыми организациями;

б) обязанность сторон требовать от заемщика страховать риски в одной страховой организации в течение всего срока кредитования;

в) обязанность сторон требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества, за исключением случая, когда соглашение предусматривает обязанность кредитной организации предложить заемщику кредитование на сопоставимых по срокам и размерам кредитования условиях, исключающих обязанность заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества;

г) ограничение права кредитной организации формировать несколько перечней страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также предъявлять различные требования к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги в зависимости от вида (программы) кредитования;

д) ограничение права кредитной организации использовать такие характеристики, как размер уставного капитала, размер собранной страховой премии, размер страховых резервов и собственных средств страховой организации при расчете относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации;

е) обязанность страховой организации размещать денежные средства на депозитах и в ценные бумаги кредитной организации, поддерживать остатки средств на счетах в кредитной организации в определенном размере, а также поддерживать обороты средств по расчетным счетам в кредитной организации в определенном размере.

Кроме того, в целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Закон о защите конкуренции предусматривает особый контроль в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе кредитных организаций, занимающих доминирующее положение. В соответствии с Условиями признания доминирующим положения кредитной организации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409[7], доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

а) доля кредитной организации превышает 10% на единственном в России товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в России;

б) доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в России товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в России.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

а) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

б) установление кредитной организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены банковской услуги[8];

в) создание дискриминационных условий и проч.

Для уяснения компетенции Банка России при осуществлении им контроля за концентрацией капитала на рынке банковских услуг следует обратиться к Закону о Банке России, Закону о банках и ряду нормативных актов Банка России.

В частности, ст. 11 Закона о банках и ст. 61 Закона о Банке России устанавливают, что приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее – приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20% – предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении – согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

Уведомление о приобретении свыше 1% акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, а именно:

– осуществление деятельности приобретателем – юридическим лицом менее трех лет;

– установление недостаточности собственных денежных средств (имущества) приобретателя – физического лица или недостаточности величины чистых активов (собственных средств) приобретателя – юридического лица для приобретения указанного в ходатайстве количества акций (долей) кредитной организации, а также невыполнение кредитной организацией – приобретателем обязательных резервных требований Банка России;

– отсутствие предварительного согласия антимонопольного органа, если в соответствии с законодательством РФ требуется его получение;

– вступление в силу судебных решений, установивших факты совершения приобретателем (в том числе входящим в группу лиц) акций (долей) кредитной организации неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства.

Банк России также отказывает в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).

Вышеуказанные законодательные нормы конкретизированы в нормативных актах Банка России.

В частности, гл. 5 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И устанавливает порядок уведомления о приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации (далее также – приобретение). Уведомления Банка России требует приобретение в результате одной или нескольких сделок свыше 1% акций (долей) кредитной организации следующими субъектами:

– одним юридическим лицом;

– одним физическим лицом;

– группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением;

– группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.

Если участнику (группе участников) кредитной организации принадлежит свыше 1% акций (долей) кредитной организации (лицу передано в доверительное управление свыше 1% акций (долей) кредитной организации), Банк России должен быть уведомлен о любом последующем приобретении акций (долей) той же кредитной организации.

Уведомление о приобретении свыше 1% акций (долей) кредитной организации по установленной в приложении 2 к инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И форме направляется в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения.

Указанное уведомление направляется приобретателем (одним из приобретателей, входящих в группу лиц – приобретателей), доверительным управляющим либо уполномоченным лицом.

Кроме того, в соответствии со ст. 61 Закона о Банке России и ст. 11 Закона о банках была принята инструкция ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации". Данная инструкция устанавливает порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, за исключением случаев, связанных с приобретением акций (долей) кредитной организации при ее учреждении.

Предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации должно быть получено юридическим или физическим лицом либо группой лиц (далее – приобретатель) при приобретении, в том числе на вторичном рынке, и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации (далее – приобретение) в результате одной или нескольких сделок, в том числе:

– сделок, в результате которых акции (доли) кредитной организации окажутся в собственности приобретателей – акционеров (участников) кредитной организации;

– сделок, в результате которых акции (доли) кредитной организации перейдут во владение или распоряжение иных лиц (группы лиц), включая приобретение более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества (хозяйственных обществ), оказывающего (-их) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

– конвертации эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции кредитной организации;

– исполнения обязательств по опционам, решением о выпуске которых предусмотрено право их конвертации в акции кредитной организации;

– распределения доли, принадлежащей кредитной организации, действующей в форме ООО, между участниками этой кредитной организации;

– приобретения права собственности на акции (доли) кредитной организации в порядке правопреемства в результате реорганизации акционеров (участников) кредитных организаций в формах присоединения, выделения, разделения, слияния;

– внесения акций (долей) кредитной организации в уставный капитал юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

Предварительное согласие Банка России должно быть получено до момента совершения сделки (сделок), в результате которой (которых) юридическое или физическое лицо (группа лиц) окажется приобретателем акций (долей) кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

Пункт 1.3 инструкции устанавливает, что Банк России выдает приобретателю предварительное согласие, на основании которого приобретатель вправе приобретать акции (доли) кредитной организации в следующих размерах (пределах приобретения):

1) свыше 20% акций, но не более 25% акций кредитной организации (включительно);

2) свыше 20% долей, но нс более одной трети долей кредитной организации (включительно);

3) свыше 25% акций кредитной организации, но не более 50% акций (включительно);

4) свыше одной трети долей кредитной организации, но не более 50% долей (включительно);

5) свыше 50% акций кредитной организации, но не более 75% акций (включительно);

6) свыше 50% долей кредитной организации, но не более двух третей долей (включительно);

7) свыше 75% акций кредитной организации, но менее 100% акций;

8) свыше двух третей долей кредитной организации, но менее 100% долей;

9) 100% акций (долей) кредитной организации.

Юридическое или физическое лицо (группа лиц) обязано

получить предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации (с учетом ранее приобретенных) в следующих трех случаях:

– при превышении одного из вышеперечисленных пределов приобретения;

– при превышении предела приобретения, установленного в ранее полученном предварительном согласии Банка России;

– по истечении одного года с даты принятия решения Банка России о предварительном согласии, если данное согласование не было реализовано или реализовано частично.

Предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации в размере более 20% (в размере превышения предела приобретения, установленного в ранее полученном предварительном согласии Банка России) считается полученным в следующих случаях:

– если при изменении уставного капитала кредитной организации ранее согласованная с Банком России доля акций (долей) приобретателя в уставном капитале кредитной организации увеличивается в пределах выданного предварительного согласия Банка России, либо не изменяется, либо уменьшается;

– приобретения прав собственности на акции (доли) кредитной организации при реорганизации учредителя (участника) кредитной организации в форме преобразования;

– получения в доверительное управление акций (долей) кредитной организации при реорганизации доверительного управляющего в форме преобразования;

– в результате уменьшения величины уставного капитала кредитной организации;

– увеличения уставного капитала за счет имущества (капитализации собственных средств) кредитной организации;

– приобретения прав собственности на акции (доли) кредитной организации в результате наследования или дарения;

– перехода принадлежавших наследодателю акций (долей) управляющему, назначенному нотариусом при открытии наследства.

В указанных случаях приобретатель направляет информацию в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, акции (доли) которой приобретены (далее – территориальное учреждение), о фактах приобретения акций (долей) кредитной организации в течение 30 календарных дней со дня приобретения акций (долей) по установленной форме (см. приложение 2 к инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И).

Приобретение дополнительных акций (долей) той же кредитной организации после получения предварительного согласия Банка России требует получения нового предварительного согласия Банка России в случае, если в результате сделки (сделок) с акциями (долями) этой кредитной организации будет превышаться установленная верхняя граница количества акций (долей) (п. 1.3 инструкции), приобретенных в случаях, перечисленных в подп. 1.5.1–1 .5.7 инструкции ЦБ РФ № 130-И.

Если учредители кредитной организации после получения предварительного согласия Банка России будут приобретать дополнительные акции (доли) этой же кредитной организации и при этом размер приобретаемых акций (долей) (с учетом приобретенных при учреждении) превысит установленную верхнюю границу количества акций (долей) (п. 1.3 инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И), приобретенных ими при учреждении этой кредитной организации, то указанные лица должны получать новое предварительное согласие Банка России в порядке, установленном инструкцией ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

В зависимости от статуса приобретателя ходатайство о выдаче предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации юридическим или физическим лицом представляется:

– приобретателем-резидентом – в территориальное учреждение;

– приобретателем-нерезидентом – в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. Если нерезидент входит в состав группы лиц, то ходатайство представляется в Банк России с учетом особенностей, определенных гл. 5 инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

К ходатайству прилагаются следующие документы:

1) если приобретатель является юридическим лицом (кроме федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществляющего права собственника имущества в рамках своей компетенции соответственно от имени РФ, от имени субъекта РФ, от имени муниципального образования):

– копии учредительных документов;

– копия документа, подтверждающая основной государственный регистрационный номер и дату государственной регистрации в качестве юридического лица (дату внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице – резиденте, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.);

– документы, предусмотренные Положением о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций (утверждено ЦБ РФ 19.06.2009 № 337-П), для проведения оценки финансового положения приобретателя – юридического лица (кроме приобретателя – кредитной организации). Для оценки финансового состояния кредитной организации – приобретателя территориальное учреждение запрашивает информацию о ее финансовом состоянии у территориального учреждения, осуществляющего надзор за ее деятельностью, которое направляет заключение о ее финансовом состоянии в течение 10 календарных дней со дня получения указанного запроса;

– список участников (акционеров), являющихся собственниками более 5% акций (долей, вкладов, паев) в уставном (складочном) капитале юридического лица – приобретателя акций (долей) кредитной организации;

– предварительное согласие антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил в установленных законодательством РФ случаях;

2) если приобретатель является федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, осуществляющим нрава собственника имущества в рамках своей компетенции соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования:

– документы, определенные указанием ЦБ РФ от 14.08.2002 № 1186-У;

– предварительное согласие антимонопольного органа в установленных законодательством РФ случаях;

3) если приобретателем акций (долей) кредитной организации является физическое лицо:

– документы, предусмотренные Положением о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации (утверждено ЦБ РФ 19.06.2009 № 338-П);

– предварительное согласие антимонопольного органа в установленных законодательством РФ случаях;

4) если приобретателем является нерезидент, то в дополнение к перечисленным документам представляются:

а) юридическим лицом (включая кредитную организацию):

– решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории РФ;

– письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения данного юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории РФ либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия;

б) физическим лицом – подтверждение первоклассного, согласно международной банковской практике, иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Mood's или Standart and Poor рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале).

Приобретатель вправе не представлять в Банк России вышеуказанные документы, если они представлялись им в Банк России ранее, и сведения, содержащиеся в данных документах, не изменились. В ходатайстве должны быть указаны реквизиты исходящего письма, которым документы ранее представлялись в Банк России.

В ходатайстве указываются:

– количество акций (размер доли) кредитной организации, которые намерен приобрести приобретатель, номинальная стоимость и цена приобретения (размещения) одной акции (доли) и процентное отношение к величине уставного капитала кредитной организации, указанной в уставе кредитной организации. Если приобретение акций (долей) кредитной организации осуществляется при увеличении уставного капитала кредитной организации, то в ходатайстве указывается процентное отношение приобретаемых акций (долей) к предполагаемой величине уставного капитала с учетом его увеличения;

– сведения об отсутствии или о наличии связи приобретателя с другими акционерами (участниками) кредитной организации, акции (доли) которой приобретаются, а также о характере такой связи: о наличии соглашения (о согласованных действиях), об участии в уставном капитале либо ином характере связи;

– сведения о гражданстве, сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания), если приобретателем акций (долей) кредитной организации является физическое лицо.

Обязанность получения предварительного согласия Банка России лежит на приобретателе акций (долей) кредитной организации.

Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче предварительного согласия Банка России установлен в гл. 3 инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

Срок рассмотрения Банком России ходатайства – не позднее 30 дней с момента его получения. Банк России письменно сообщает заявителю о своем решении – согласии или отказе, которое оформляется документом, подписанным Председателем Банка России либо его заместителями или руководителем (заместителем руководителя) территориального учреждения. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается согласованным.

Банк России принимает решение о выдаче предварительного согласия на приобретение акций (долей) кредитной организации, если приобретатель соответствует следующим требованиям:

1) если приобретателем является юридическое лицо (кроме федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществляющего права собственника имущества в рамках своей компетенции соответственно от имени РФ, от имени субъекта РФ, от имени муниципального образования), то оно должно осуществлять свою деятельность не менее трех лет, располагать чистыми активами (собственными средствами), достаточными для оплаты акций (долей) кредитной организации

[9], а также иметь удовлетворительное финансовое положение (его оценка осуществляется в соответствии с Положением о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций);

2) если приобретателем является физическое лицо, то оно должно иметь удовлетворительное финансовое положение (его оценка осуществляется в соответствии с Положением о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации) и располагать собственными денежными средствами (имуществом), достаточными для оплаты акций (долей) кредитной организации.

В случае если приобретатель – юридическое лицо (в том числе кредитная организация) создан в результате реорганизации в форме преобразования, выделения, разделения, слияния, в срок деятельности такого юридического лица включается срок деятельности реорганизованного лица. При этом если в слиянии участвуют несколько организаций, то срок деятельности реорганизованного лица определяется по той из организаций, у которой срок деятельности наибольший.

Форма предварительного согласия Банка России на приобретение одним лицом акций (долей) кредитной организации установлена в приложении 1 к инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

Особенности получения предварительного согласия Банка России при приобретении акций, а также особенности получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации группой лиц установлены, соответственно, гл. 4 и 5 инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И.

Предварительное согласие Банка России по группе лиц оформляется по форме, установленной в приложении 2 к инструкции ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И. В нем указываются пределы, которые должны соблюдаться при осуществлении сделок по приобретению акций (долей) кредитной организации как в целом для группы лиц, так и по каждому входящему в ее состав акционеру (участнику) кредитной организации. Дополнительное приобретение акций (долей) кредитной организации в рамках установленного в предварительном согласии Банка России размера приобретения акций (долей), а также перераспределение акций (долей) между участниками группы лиц допускается только лицами, входящими в группу лиц, которой выдано предварительное согласие Банка России, при условии соблюдения каждым участником группы и в целом для группы лиц ограничений, указанных в предварительном согласии Банка России.