Контроль фактора культуры по принадлежности испытуемых к выборке

Прямого Х-воздействия на сравниваемые группы в ККИ нет, если имеется в виду фактор принадлежности к той или иной культурной выборке. Уровень такой — наиболее широко трактуемой — ПП связывается с жизнью людей в культуре, а отличия в образе жизни имеют перманентный характер. Вместе с тем, как уже видно из классификации ККИ, в них могут быть представлены факторы, связанные с заданием уровней контекстных переменных или рассматриваемого в теоретической гипотезе воздействующего фактора. Общим приемом для задания всех аналогов ПП выступает контроль состава групп, т.е. отбор испытуемых в группы, отличающиеся по критериальным признакам. Преднамеренный отбор популяций — первый этап контроля, предполагающий обоснование обращения к определенным культурным различиям и выборкам. Расширение базы данных, на которой будут строиться сравнения выборок, т.е. использование более чем одной методики измерения предполагаемой базисной переменной, — Вперед форма контроля выделения фактора культуры в качестве аналога НП. Наконец, статистический контроль — общая стратегия контроля ПП в ККИ.

Отбор испытуемых из культурных популяций — основная форма контроля в ККИ, которая совмещает цели задания уровней фактора "культура" и контроля межиндивидуальных различий как угроз внутренней и популяционной валидности. Различие практик социализации, доступность образования, средств массовой информации, владение теоретическими понятиями, различие в коммуникации (высококонтекстная и низкоконтекстная культуры), готовность давать отчеты представителям исследовательских коллективов — все это обеспечивает смешения с имеемой в виду принадлежностью к культуре по двум основным переменным, а именно: культурной единицы (страны и т.п.) и языка. Недостаточная сопоставимость выборок — следствие смешений с этими ПП.

Доступность выборок — другая трудность при отборе групп в ККИ. Обычно проведение опросов или экспериментальных процедур с представителями разных культур — более трудоемкое и дорогое занятие, чем при исследовании в рамках одной культуры. И естественно искажение выборок но критерию доступности испытуемых. Если же исследователь прошел через трудности отбора и получил возможность работы с труднодоступными испытуемыми, то высока вероятность их популяционной нерепрезентативности.

Наиболее часто используются три основные стратегии отбора испытуемых в ККИ. Их специфика по отношению к рассмотренным для межгрупповых сравнений определяется тем, что нужно отобрать для исследования выборки, с одной стороны, эквивалентные, а с другой — отличающиеся по фактору культурной принадлежности. Межкультурные различия выборок могут быть гораздо больше, чем межиндивидуальные различия в пределах одной культуры, а для слоев населения, выделенных для одной культуры, можно не найти сходного слоя в другой культуре.

1. Отбор самих популяций и выборок из них по соображениям удобства и доступности испытуемых. Здесь редко реализуется стратегия рандомизации, поскольку цели исследования обычно предполагают обращение к определенным слоям населения и психологи работают с критериальными выборками (студентов, представителей определенных сообществ и т.п.). Послойный отбор с рандомизацией здесь был бы предпочтительной стратегией. Но чаще вместо этого привлекаются доступные группы и лица. Это в основном характеристика эксплораторных исследований.

2. Систематически отобранные выборки. Если предполагается континуум значений на шкале, выступающей аналогом НП, то отбираются лица, представляющие эти уровни фактора в каждой из культур. Это имеет место в исследованиях, базирующихся на теории, или получивших статус "обобщающих".

Систематичность означает в данном случае именно связь с представленностью разных уровней аналога НП (контекстной переменной в культуре), а не тот случай, который был описан в разделе 5.3.1 (наличие правила извлечения из популяции лиц с равным интервалом их представленности в списке потенциальных участников).

3. Случайный отбор культурных групп. При такой стратегии предполагается изначально большое множество культур, к которым имеет доступ исследователь. И тогда рандомизация производится относительно выбора самих культурных групп. Но случайность может означать и другое: случайный доступ или отклик коллег, которые готовы провести подобное исследование в рамках своей культурной группы. Так, С. Шварц при изучении ценностных ориентации приглашал к сотрудничеству всех желающих войти в проект коллег. И в итоге удалось сравнить 36 стран.