Контрмеры

Противоправность деяния, формально не соответствующего международному обязательству, исключается, если оно является контрмерой, предпринятой против государства-нарушителя.

Потерпевшее государство может принимать только контрмеры против государства, которое несет ответственность за международно-противоправное деяние, с целью побудить это государство выполнять свои обязательства.

Контрмеры не должны затрагивать: обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения; обязательства по защите основных прав человека; обязательства гуманитарного характера, запрещающие репрессалии; иные обязательства, вытекающие из императивных норм общего МП.

Предпринимающее контрмеры государство не освобождается от выполнения сто обязательств: по любой процедуре разрешения споров между ним и государством, несущим ответственность; уважать неприкосновенность дипломатических и консульских должностных лиц, помещений, архивов и документов.

Контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав.

Перед принятием контрмер потерпевшее государство должно: потребовать от виновного государства выполнить свои обязанности; известить несущее ответственность государство о любом решении предпринять контрмеры и предложить провести переговоры с этим государством.

Контрмеры должны быть прекращены, как только виновное государство выполнит свои обязательства.

Возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием

Несущее ответственность государство обязано полностью возместить вред, причиненный международно-противоправным деянием. Вред включает любой ущерб, как материальный, так моральный, причиненный деянием нарушителя.

Полнее возмещение за вред, причиненный международно-противоправным деянием, осуществляется в различных формах (реституции, компенсации, сатисфакции и др.). Они могут применяться как отдельно, так и в сочетании.

Государство, несущее ответственность за международно-противоправный акт, обязано осуществить реституцию, т.е. восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния. Исключение составляют случаи, когда реституция: а) не является материально возможной; б) не пропорциональна выгоде, получаемой от реституции вместо компенсации. Реституция выражается в возмещении правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Государство, несущее ответственность за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать причиненный этим деянием ущерб, если он не возмещен реституцией. Компенсация должна покрыть любой ущерб, включая упущенную выгоду (в той мере, в какой она будет установлена).

Как синоним компенсации в МП используется понятие репарации. Она выражается в возмещении материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно. Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности на правонарушителя возместить ущерб. В настоящее время МП запрещает контрибуции.

Государство, несущее ответственность за международно-противоправное деяние, обязано дать сатисфакцию за ущерб, причиненный этим деянием, насколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией. Сатисфакция может состоять в признании нарушения, в выражении сожаления, в официальном извинении или в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть непропорциональной ущербу и не может принимать форму, унизительную для государства, несущего ответственность.

Ограничения суверенных прав государства могут выступать в различных формах. Ярким примером могут служить меры, принятые в отношении гитлеровской Германии но окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (суда, арбитража) или организации, признающее какое-либо деяние международным правонарушением. Констатация факта международного правонарушения может и не сопровождаться в решении какой-нибудь мерой наказания нарушителя.

Призвание государства к ответственности

Государство в качестве потерпевшего вправе призвать к ответственности другое государство. Потерпевшее государство должно уведомить о своем требовании страну-нарушительницу. Потерпевшее государство может, в частности указать:

а) поведение, которого несущее ответственность государство должно придерживаться, с тем, чтобы прекратить противоправное деяние, если оно продолжается;

б) какую форму следует принять в качестве возмещения.

Призвание государства к ответственности не может быть осуществлено, если требование:

а) предъявлено не в соответствии с применимыми нормами;

б) относится к категории тех, к которым применяется норма об исчерпании местных средств правовой защиты, а все доступные и эффективные местные средства не были исчерпаны.

Когда несколько государств понесли урон в результате одного и того же противоправного деяния, тогда каждое из них может самостоятельно призвать к ответственности нарушителя.

Когда несколько государств несут ответственность за одно и то же международно-противоправное деяние, тогда каждое из них может быть призвано к ответственности.