Контрабанда

Это преступление является питательной средой международного терроризма, средством незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконного оборота оружия, фальшивомонетничества, незаконного вывоза за границу культурных ценностей. Контрабанда характеризуется высокой степенью организованности, технической оснащенности и международными связями.

Контрабанда относится к преступлениям международного характера, т.е. преступлениям, посягающим не только на национальный, но и на международный правопорядок.

Под контрабандой понимается всякое незаконное перемещение через таможенную границу товаров (любого имущества, транспортных средств или иных предметов и ценностей), совершенное любым способом, выражающимся в обмане таможенного органа. Способы совершения данного противоправного деяния, позволяющие квалифицировать незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу как контрабанду, предусмотрены национальным законодательством, как правило, уголовным. В некоторых странах способы совершения контрабанды, как и другие квалифицирующие признаки рассматриваемого преступления, указаны в таможенном или налоговом законодательстве.

Очевидно, что эффективная борьба с контрабандой невозможна без тесного сотрудничества между государствами. Для успешной реализации этих задач государства заключают многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых определяются общие правила взаимодействия таможенных служб и оказания им помощи в правоохранительной деятельности[1].

Международно-правовые основы сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями составляют четыре группы международных договоров.

В первую группу входят многосторонние международно-правовые соглашения о взаимной административной помощи в правоохранительной деятельности таможенных служб. Среди них можно назвать такие международно-правовые документы, как: Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.; Протокол 2 "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.; Таможенный кодекс Таможенного союза (гл. 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"); Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г.; Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 г. и др.

Вторую группу актов составляют двусторонние международно-правовые договоры о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. В списке стран, с которыми Российская Федерация имеет оформленные отношения в этой сфере, состоит около 40 государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Япония, государства — участники СНГ, Латвия, Эстония и некоторые другие).

В третью группу входят многосторонние и двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, применяемые в части осуществления процессуальных, разыскных и иных действий по этим делам в пределах гражданской, административной и уголовной юрисдикции государства.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы позволило ей активнее укреплять и развивать международное правовое сотрудничество с европейскими государствами, в том числе в сфере правоохранительной деятельности. В рамках Совета Европы в этой сфере Россия участвует в следующих важных международных документах: Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (ЕТБ № 24) и двух Дополнительных протоколах к ней от 15 октября 1975 г. (ЕТ5 № 86) и от 17 марта 1978 г. (ЕТ8 № 98); Европейской конвенции о взаимной правовой помощи но уголовным делам от 20 апреля 1959 г. (ЕТ5 № 30) и Дополнительном протоколе к ней от 17 марта 1978 г. (ЕТБ № 99); Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.; Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г. (ЕТ5 № 112) и Дополнительном протоколе к ней от 18 декабря 1997 г. (ЕТ5 № 167).

Особое значение для России имеет то, что в рамках СНГ она участвует в двух международных конвенциях — Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.[2]

К четвертой группе относятся многосторонние международные договоры, содержащие коллизионные нормы о применении законодательства об уголовной и административной ответственности за таможенные правонарушения. Такие международно-правовые договоры не закрепляют непосредственно механизм оказания взаимной правовой помощи в таможенных делах. Однако они содержат общие правила, в соответствии с которыми должно осуществляться международное сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности. Например, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза от 5 июля 2010 г.

Основополагающим международно-правовым документом в рассматриваемой сфере регулирования является Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби), принятая 9 июня 1977 г. на сессии Совета таможенного сотрудничества в Найроби (Кения). Конвенция Найроби вступила в силу 21 мая 1980 г., через три месяца после того, как пять государств (Иордания, Малави, Малайзия, Пакистан, Марокко) подписали ее в установленном порядке. В настоящее время участниками этой Конвенции являются 50 государств и Российская Федерация.

Механизм оказания взаимного административного содействия в правоохранительной деятельности таможенных служб по уголовным и административным делам о таможенных правонарушениях предусмотрен положениями гл. II, III, IV и V Конвенции Найроби. Завершается Конвенция гл. VI "Заключительные положения", в которой регламентированы следующие процедуры: порядок разрешения споров относительно применения или толкования данной Конвенции, порядок присоединения к Конвенции и внесения в нее поправок, правила о вступлении ее в силу и сроки ее действия, правила вступления в силу принятых к ней поправок. Также в последней главе Конвенции закреплены полномочия Генерального секретаря Совета таможенного сотрудничества относительно уведомления о всевозможных вопросах, связанных со вступлением в силу и действием этой Конвенции.

В соответствии с Конвенцией Найроби международные запросы направляются исключительно по вопросам правоохранительной деятельности в сфере таможенного дела, а именно: для ведения работы по борьбе с контрабандой, иными таможенными преступлениями и нарушениями таможенных правил.

В Российской Федерации к правоохранительным функциям таможенных органов отнесены:

— оперативно-разыскная деятельность, осуществляемая в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия таможенных преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) и привлечение лиц к административной ответственности за совершение таких правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содействие другим российским правоохранительным органам в направлении международных запросов осуществляется на основании имеющейся правовой базы сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств, в которой соответствующие правоохранительные органы Российской Федерации наряду с Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС России) указаны в качестве компетентных органов сторон, уполномоченных осуществлять сотрудничество, либо в рамках подписанных межведомственных договоренностей о соответствующем информационном обмене[3].

Механизм оказания взаимной административной помощи между таможенными органами государств — участников Таможенного союза определен Таможенным кодексом Таможенного союза (гл. 17).

Во исполнение положений Таможенного кодекса Таможенного союза главы государств — участников Таможенного союза подписали 21 мая 2010 г. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза.

Национальным законодательством государств — участников Таможенного союза устанавливаются конкретные требования к подготовке международных запросов об оказании содействия в сфере таможенного дела.

Так, например, в Российской Федерации порядок подготовки и исполнения подобных запросов о правовой помощи в таможенных делах регламентирован Инструкцией о порядке подготовки и направления запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, международных запросов в связи с проведением проверок по делам и материалам, находящимся в производстве оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, исполнения запросов таможенных служб, компетентных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций, утвержденной приказом ФТС России от 25 июля 2014 г. № 1437.

Рассмотренные выше международные договоры с участием Российской Федерации заключены в целях повышения эффективности сотрудничества договаривающихся государств в сфере борьбы с преступлениями международного характера, в частности с контрабандой и другими таможенными преступлениями, а также административно наказуемыми таможенными правонарушениями. Указанные международные договоры направлены на обеспечение четкого и надлежащего правового сотрудничества таможенных и других правоохранительных органов, быстрое и качественное выполнение ими взаимных поручений по таможенным делам, налаживание и сохранение между договаривающимися государствами и их органами устойчивых правовых связей.