Г. Консультативные полномочия

Консультативная функция и соответствующие ей полномочия Европейского парламента являются наследием первых этапов функционирования Европейских сообществ, когда прообраз Европарламента – Ассамблея Европейских сообществ – осуществляла только отдельные "полномочия по обсуждению и контролю" (ст. 137 Договора о ЕЭС 1957 г.) и не имела права решающего голоса в выработке законодательных и других правовых актов, принимаемых, как правило, Советом Европейских сообществ (ныне Совет ЕС).

В настоящее время законодательные акты ЕС по большинству вопросов издаются Советом совместно с Европейским парламентом; то же самое относится к принятию бюджета ЕС (см. выше). Консультативные полномочия в законодательном процессе сохранены за Европейским парламентом только при принятии законодательных актов по некоторым, особо "чувствительным" для государств-членов вопросам, например, по вопросам налогообложения. В этих случаях Совет ЕС по-прежнему постановляет единогласно (т.е. с одобрения всех входящих в его состав представителей правительств государств-членов) "после консультации" с Европарламентом (консультативная процедура как разновидность "специальной законодательной процедуры").

Консультативная процедура и вытекающие из нее консультативные полномочия Европейского парламента установлены также в отношении принятия незаконодательных актов по отдельным вопросам. Например, "по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом" Совет ЕС издает незаконодательные акты, которые устанавливают порядок применения правил охраны конкуренции на едином внутреннем рынке ЕС (ст. 103, 109 ДФЕС).

В аналогичном порядке утверждаются правила выпуска монет евро: "Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским центральным банком может принимать меры по гармонизации достоинства и технических характеристик всех монет, предназначенных для обращения, насколько это необходимо с целью обеспечить их нормальное обращение в Союзе" (§ 2 ст. 228 ДФЕС)[1]. То же самое относится к принятию Советом решений о приеме государств-членов, сохраняющих свою национальную валюту, в зону евро (§ 2 ст. 140 ДФЕС).

Консультативные полномочия Европейский парламент осуществляет в отношении издания правовых актов по вопросам ядерной энергетики в рамках Евратома (все акты Евратома считаются незаконодательными). Например, согласно ст. 31 Договора о Евратоме нормативны социальной защиты населения и работников от ионизирующего излучения утверждает Совет после консультации с Европейским парламентом и по предложению Комиссии.

На основании § 6 ст. 218 ДФЕС после консультации с Европейским парламентом должны заключаться международные соглашения Союза с третьими странами и международными организациями, кроме важнейших соглашений, которые нуждаются в обязательном одобрении (ратификации) Европарламента (см. 3.5). В частности, консультативными полномочиями Европарламент наделен при заключении "формальных соглашений о системе валютных курсов евро по отношению к денежным единицам третьих стран" (§ 1 ст. 219 ДФЕС).

Консультативными полномочиями Европейский парламент наделен также при назначении на должности в некоторых институтах ЕС, в частности, членов Счетной палаты (назначаются Советом ЕС после консультации с Европарламентом), Председателя и членов Дирекции Европейского центрального банка (назначаются Европейским советом после консультации с Европейским парламентом).

Наряду с указанными выше специальными консультативными полномочиями в некоторых сферах компетенции ЕС Европейский парламент также наделен общими консультативными полномочиями, т.е. правом высказывать свое мнение по всем вопросам, отнесенным к соответствующей сфере. Такими полномочиями Европейский парламент располагает, в частности, по вопросам ОВПБ, в рамках которой вырабатывается единый курс государств-членов в международных делах, а принятие решений сконцентрировано в руках межправительственных институтов ЕС (Европейского совета и Совета). Согласно ст. 36 ДЕС: "Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности регулярно консультируется с Европейским парламентом в отношении главных аспектов и основополагающих приоритетов общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны, и информирует Европейский парламент о развитии этих направлений политики. Он заботится о том, чтобы взгляды Европейского парламента надлежащим образом принимались во внимание. Специальные представители могут привлекаться к деятельности по информированию Европейского парламента. Европейский парламент может обращаться с вопросами или формулировать рекомендации в адрес Совета и Верховного представителя. Два раза в год он проводит дебаты о прогрессе, достигнутом в осуществлении общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны".

Общие консультативные полномочия Европейский парламент осуществляет и согласно своему внутреннему регламенту, в частности, путем принятия политических документов в форме резолюций по любому "вопросу, который входит в рамки деятельности Европейского Союза" (ст. 120 ВР), рекомендаций для Совета ЕС (ст. 121 ВР) и письменных деклараций по "вопросу, который относится к компетенции Европейского Союза и не охватывается вопросами, выступающими объектом текущей законодательной процедуры" (ст. 120 ВР). Декларации представляются от имени групп депутатов в количестве не менее пяти человек. В случае, если под декларацией поставили подписи большинство парламентариев, то она считается принятой Европейским парламентом в целом.