Консультативно-диагностическая работа и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка

Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.

Государственный сектор представлен учреждениями, предприятиями, службами федеральных министерств и ведомств: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Министерства культуры РФ, Федеральной службой но труду и занятости и др.

Муниципальный сектор включает учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления.

Негосударственный сектор – учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи – утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Существенным тормозом при координации деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи является отсутствие полноценной статистической информации о лицах с ограниченными возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета.

Социальный педагог – сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников. ОГЛАВЛЕНИЕ работы социального педагога включает следующие направления:

– формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;

– содействие саморазвитию личности ребенка;

– оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников;

– направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

– решение личных и социальных проблем учащихся (воспитанников);

– выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

– организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;

– представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах полиции или в суде;

– сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся;

– патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

Важнейшим аспектом инновационной стратегии по организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в преодолении межведомственных барьеров в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные ПМПК, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.

Являющаяся диагностико-коррекционным учреждением ПМПК – это межведомственная, постоянно действующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания "проблемных" детей, подростков, юношей. В ПΜПК разрабатывается и реализуется на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. Работают ПМПК в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.