Лекция 18. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

Ключевые термины и понятия

Консульское право; установление консульских отношений; консульский округ; консульский патент; экзекватура; консульский корпус; persona non grata; основные функции консульских учреждений; привилегии и иммунитеты; почетный консул.

История

Консульский институт является одним из наиболее древних в международном праве. Его возникновение тесно связано с развитием международных отношений, и особенно торгового обмена и мореплавания, которые нуждались в международной правовой защите. Первые признаки зарождения консульского института проявились уже в рабовладельческую эпоху.

В Древней Греции иностранцы для защиты своих интересов выбирали себе покровителей. В греческих городах-полисах сложилась практика проксении – оказания покровительства со стороны знатных жителей иностранцам, посещающим полисы. В результате появился институт, имевший ряд признаков, схожих с нынешним институтом почетных консулов.

Функции проксенов были разнообразными. Они защищали интересы иностранцев в судах, выступали в качестве свидетелей, когда их подопечные составляли завещания, содействовали продаже их товаров, обеспечивали займы для своих подопечных и т.д. При выполнении своих функций проксены пользовались некоторыми привилегиями и правами. В частности, проксен имел право помещать на двери своего дома герб города-полиса, который он представлял, имел доступ на заседания народных собраний, мог приобретать и владеть имуществом.

Институт проксении играл заметную роль в межгосударственных связях Античной Греции.

В Древнем Риме аналогичные функции выполняли патроны, также защищавшие права и интересы иностранцев, которые были лишены всяких прав.

Для защиты своих прав иностранцы вначале выбирали себе покровителя по собственному желанию. Затем это право перешло к римскому Сенату, а иностранцам оставалась возможность выбирать покровителя (патрона) только из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патроната. Патроны Древнего Рима имели обязанности, схожие с функциями греческих проксенов.

По мере развития мореплавания и торговли с другими народами появилась необходимость в предоставлении определенных прав иностранцам. Для обеспечения их прав был создан институт преторов, которые назначались верховной властью Рима из числа сенаторов, всадников и патрициев. Этот институт получил латинское название praetor peregrinus. Претор являлся чиновником, который должен был решать споры как между иностранцами, так и между римлянами и иностранцами в соответствии с принципом jus gentium.

Греческие проксены и римские преторы выполняли некоторые функции по защите жителей представляемого государства и оказания им помощи.

Однако их отличие от современных консулов, притом существенное, как подчеркивал итальянский юрист-международник Д. Анцилотти, состояло в том, что "там само государство через посредство своих собственных органов оказывало покровительство иностранцам, находящимся на его территории, тогда как в современных условиях отечественное государство покровительствует своим гражданам, назначая для этого своих служащих в государство, где эти граждане находятся"[1].

Более того, в первом случае интересы граждан представляемого государства защищал проксен или претор, полностью находившийся под юрисдикцией своего принимающего государства и влиянием его властей, тогда как в современных международных консульских отношениях эти интересы защищает уже консул[2], назначаемый представляемым государством и пользующийся на территории принимающего государства привилегиями и иммунитетами, что само по себе радикально отличает институт консулов от института покровительства.

Отдельные нормы консульского права начали создаваться уже в Древнем мире, прежде всего в Античной Греции и Древнем Риме.

В Средние века заметным явлением в развитии консульского института явились торговые суды, носившие названия консульских судов, а судьи – консулов. Они учреждались в торговых и прибрежных городах Средиземноморья. В результате крестовых походов XI–XII вв. эта практика распространилась и на страны Востока, куда вслед за рыцарями-крестоносцами хлынули итальянские, а позднее французские и испанские купцы. Они сами избирали себе судей-консулов, либо их назначение делалось метрополией.

После падения власти крестоносцев европейские государства стали заключать договоры с государствами Востока, закрепляя в них права своих купцов, включая право на учреждение консульств. В XII–XVI вв. почти все государства Европы имели своих консулов в иностранных государствах.

В XV–XVI вв. стали заключаться договоры между христианскими государствами и мусульманскими монархиями, получившие название капитуляций, в силу которых иностранные консулы, например в Турции, обладали правом гражданской и уголовной юрисдикции над своими соотечественниками.

В этот период консулы были единоличными представителями своих государств и пользовались исключительным покровительством международного права, в том числе личной неприкосновенностью, экстерриториальностью в гражданских и уголовных делах, правом использовать герб представляемого государства, освобождались от податей и налогов, имели право прямой связи с главой представляемого государства.

С распространением в конце XVI – начале XVII в. практики учреждения постоянных посольств значение консульского института начало уменьшаться. Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполитическими вопросами, не обеспечивали торговые и другие интересы государства, и со второй половины XVII в. европейские государства вернулись к испытанному на практике институту консульств.

В XVIII–XIX вв. и начале XX в. росло число консульств, закреплялось их деление па штатные и нештатные, в ряде стран реформировались консульские службы, издавались консульские уставы.

В международную практику входит заключение специальных консульских договоров. В частности, в 1769 г. была заключена франко-испанская консульская конвенция, в 1788 г. – франко-американская консульская конвенция.

В первой половине XX в. получает распространение практика создания консульских отделов посольств. В этот же период заключаются отдельные соглашения многостороннего характера, например межамериканская Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.; предпринимается попытка, правда безуспешная, кодификации консульского права по линии Лиги Наций; усложняются функции консулов.

В России первый Консульский устав был принят в 1820 г., после чего в него неоднократно вносились изменения; в 1903 г. он был заменен новым Уставом, действовавшим до 1917 г. Первое российское консульство было учреждено в 1707 г. в Амстердаме.

После 1917 г. предпринимались попытки урегулировать вопросы консульской службы РСФСР путем издания инструкций, декретов и т.п. актов. Только после нормализации в середине 1920-х гг. отношений СССР с большинством государств стала развиваться консульская сеть СССР. В 1926 г. был принят Консульский устав СССР, который в 1976 г. был заменен новым. В настоящее время действует Консульский устав РФ 2010 г.

Консульская служба России предстает как весьма развитая. На начало XXI в. она включает свыше ста консульских отделов посольств, более 70 генеральных консульств, два консульства. В регионах России работают представительства МИД России, которые в рамках оказания субъектам РФ содействия в развитии международных и внешнеэкономических связей с зарубежьем осуществляют и некоторые консульские функции.

В настоящее время уделяется большое внимание защите прав и интересов российских граждан за рубежом. Новым направлением деятельности консульских учреждений России является участие в обслуживании сферы бизнеса.