Конструирование социальных технологий

Анализ условия возникновения социальных технологий убеждает в том, что всякая социальная технология опирается на некий обязательный фундамент, т.е. существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в свою очередь базируются на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма. Исследователи сущности социальных технологий как феномена по-разному, в зависимости от своих методологических пристрастий, определяют форму и ОГЛАВЛЕНИЕ принципов построения (конструирования) и существования социальных технологий.

В частности, в коллективной работе коллег из Социально-технологического института в качестве основного блока фундамента для построения социальной технологии выделяют необходимость постоянного и углубленного изучения как общества в целом, так и его структурных элементов, являющихся объектами воздействия.

Анализ же опыта создания (конструирования) и применения организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, направленной на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата — социальных технологий, определяет существование принципов, позволяющих еще на этапе проектирования (планирования) деятельности прогнозировать степень ее технологичности (под технологичностью в данном случае понимается эффективность в достижении заданного результата и возможность тиражирования всей последовательности процедур).

Базовые принципы конструирования социальных технологий не имеют ценностного ранжира, среди них нет особо важных и важных "во вторую очередь", поскольку действие каждого определяется соблюдением любого другого. Однако существует некая "онтогенетическая" иерархия, позволяющая определить принцип системности как основной принцип конструирования социальной технологии, действующий вне зависимости от сферы ее применения и являющийся материнской основой действия других принципов: несоблюдение принципа системности автоматически лишает совокупность процедур возможности быть технологией. Все остальные принципы в своей совокупности являются репрезентацией действия принципа системности.

Итак, принцип системности в создании социальной технологии заключается в том, что при конструировании она -социальная технология — рассматривается как система, т.е. как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает свойствами этой совокупности. При этом связи между элементами в свою очередь являются элементами системы.

Прежде всего элементами системы социальной технологии выступают субъекты этой технологии с учетом всех принадлежащих им социальных характеристик, с учетом того, что каждый из нас — субъектов социальных технологий — будучи одновременно частью нескольких социальных систем (семья, компания, учебная группа и т.д.), испытывает на себе динамику сети отношений социальных систем, в которые он включен как субъект. "...Социальные технологии ...единственный тип технологического процесса, построенный не на отношениях объекта и субъекта, а на субъект-субъектных отношениях. Без содействия участников социального процесса, без согласия клиента социальной работы, без содействия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которые послужили причиной применения социальных технологий"[1]. Для социальных технологий взаимодействия людей безусловен также учет в качестве элемента системы внутреннего мира человека, состояния его душевного равновесия, учет его духовной жизни. Как элемент системы рассматривается также социальная ситуация, оцениваемая на всех возможных уровнях, от индивидуального до межгосударственного — климат, культура региона, его традиции и язык.

Основным принципом при создании социальных технологий является принцип оптимальности. Его можно назвать "золотым правилом", которому следуют безусловно и которое в качестве принципа действия закладывается как исходное в любое из приводимых определений понятия "социальная технология". Принцип оптимальности означает наилучшее использование имеющихся ресурсов и средств для достижения цели воздействия. Он предполагает:

• рассмотрение социальной сферы деятельности как очень сложной, динамичной, вероятностной системы отношений;

• определение и учет главной цели и частных задач социального воздействия, из которых вытекает выбор способов и средств их последовательного достижения;

• учет неизбежной ограниченности ресурсов на каждом этапе решения социальных целей и задач.

Суть принципа конструирования и обеспечения технологичности заключается в гибком подходе к выбору методов и конкретных методик осуществления планируемых действий. Он подразумевает учет особенностей конкретного региона, культурных различий, традиций, специфики личности индивида, его тендерных и возрастных особенностей. Другими словами, выбор методов и конкретных методик должен осуществляться в соответствии с социальным, этническим, семейным и психологическим статусом индивида или группы. Этот принцип чаще всего называют принципом модальности.

Принцип рациональности организации помощи человеку не в абстрактных (на уровне призыва любить ближнего) формах, а в форме планирования конкретных действий конкретных людей и организаций — это то, что отличает социальную программу от социальной технологии и позволяет социальной программе действовать, принося конкретный результат. Принцип рациональности — это принцип, делающий социальную технологию инструментом для достижения социально значимых целей.

Понятие технологии подразумевает непрерывность в совершаемых действиях по достижению результата. Эта непрерывность обеспечивается соблюдением принципа перманентности. Действия, рассматриваемые как этапы технологии, безусловно, дискретны и дифференцируемы по своему содержанию: каждое из них обеспечивает некий промежуточный результат технологии. Но этот результат является в то же время исходной точкой для следующего технологического этапа. Технология не может быть прервана без того, чтобы перестать быть исходной, планируемой технологией, поскольку время также является элементом системы "социальная технология". Прерывание технологии автоматически лишает ожидаемого результата, хотя может обеспечить какой-либо иной результат (напомним, что при соблюдении принципа системности каждый этап технологии сам является технологией, т.е. имеет планируемый результат).

Технологии человеческого взаимодействия как технологии, имеющие высокую степень субъективности (субъектное™) содержания, при конструировании требуют соблюдения еще ряда принципов. В полной мере это относится и к технологиям социальной работы вне зависимости от конкретной сферы их применения.

Личностный подход как принцип построения социальных технологий акцентирует внимание на человеке как на личности, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального, этничности и мировой культуры. Личностный подход предусматривает поиск возможной одаренности, потенциальных способностей, индивидуализацию в групповой работе, знание особенностей и этапов социализации. Взаимодействие между людьми должно строиться па принципах сотрудничества, добровольности и свободы выбора.

Принцип аттракции подразумевает доверие к другому: к партнеру по взаимодействию, к клиенту. Только в этом случае можно говорить о достижении взаимопонимания между людьми.

Принцип альтруизма предполагает отказ конструирующего и проводящего технологию от эгоистических, сиюминутных мотиваций во имя высших (в данном случае -социально значимых) целей.

При конструировании социальных технологий необходимо учитывать следующие факторы:

• должны соблюдаются условия конструирования, обеспечивающие удовлетворение требованиям социальной ситуации;

• каждая технология должна содержать требование и критерий надежности результата. Эти критерии являются основными и безусловными при проектировании, конструировании и применении социальной технологии;

• технология должна удовлетворять требованиям безопасности для тех, кто ее применяет, для тех, кто ей подвергается, и для окружающей среды;

• все технологии, в том числе и социальные, должны предусматривать использование определенного количества ресурсов определенного уровня качества, поставляемых в определенные сроки и за определенную плату;

• каждая конкретная социальная технология должна соответствовать законам биологического и психического развития людей, учитывать психологическое состояние и людей, использующих эту технологию, и тех, кто подвергается ее воздействию;

• эффективность технологии (соотнесение расходов, в том числе и природных ресурсов, на создание технологии и стоимости основного продукта) должна быть, во-первых, планируемой, и, во-вторых, одним из основных критериев для принятия решения о применении той или иной социальной технологии;

• должны выполняться требования к начальной фазе социальной технологии — проба, первоначальное внесение изменений, в случае необходимости — как можно более ранняя коррекция технологического цикла;

• при конструировании социальных технологий важен учет природы и размера побочных эффектов технологии.

К сожалению, практика показывает, что каждое следующее поколение учится не обращать внимания ни на что, кроме собственной цели. Все это приводит к печальным последствиям.

История пашей страны знает ситуацию Аральского моря, освоение целинных земель, изменившее не только ландшафт, но и климат, строительство Байкало-Амурской магистрали, принесшее не только экономический убыток, но и нарушившее экологический баланс тайги, а борьба за спасение Байкала от последствий строительства химического комплекса на его берегах — история жизни нескольких поколений ученых.

Этот же фактор проявляется при конструировании как учет необходимых и допустимых расходов по обслуживанию технологии и учет последствий применения технологии.

Высокая степень субъектность социальных технологий диктует необходимость "защиты от дурака" — прогноз возможных последствий и расчет возможного предела вмешательства "постороннего", проектирование способов сохранения технологии от вмешательства.

Фактором конструирования является и степень социальной инновационности технологии — соответствие принятым социальным нормам и табу. Законы социальной психологии позволяют определить предел новизны, необходимый для принятия технологии обществом, тот предел новизны, который дает возможность реформации социальной ситуации, но не активизирует механизмы действия социальных стереотипов отторжения.

Как отмечают авторы учебного пособия "Технологии социальной работы"[2], формулировка критериев, которым должна соответствовать конструируемая технология, всегда представляет собой некую самостоятельную операцию, в основе своей базирующуюся па трех факторах:

1) уверенность, что проблема имеет решение;

2) творческое использование общих (командных) знаний о физическом, экономическом и общественном ситуационном фоне данной технологии и опыте работы с подобными технологиями в прошлом в аналогичных ситуациях;

3) обсуждения с целью услышать мнение о сформулированных положениях.

Таким образом, совершенно естественным является вывод: создание социальных технологий предполагает коллективный, командный характер.