Конституция РФ

Согласно ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ формирует и закрепляет основные принципы правового регулирования, основы конституционного строя РФ, основные права и свободы человека, федеративное государственное устройство, определяет систему государственной власти, формы и виды собственности, основы отраслевого законодательства, принципы организации и функционирования местного самоуправления.

Федеральные конституционные законы

(ФКЗ) принимаются в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Они обладают той же юридической силой, что и Конституция, издаются только по вопросам, прямо обозначенным в ней; после вступления новой Конституции принимаются в первоочередном порядке.

Федеральные законы

(ФЗ): принимаются Государственной Думой и подлежат одобрению Советом Федерации, действуют на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и ФКЗ, подлежат официальному опубликованию, принимаются во исполнение Конституции и ФКЗ.

Таким образом, можно указать следующие различия федеральных конституционных законов и федеральных законов:

1) по юридической силе (федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу);

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться (федеральные конституционные законы издается только по вопросам, предусмотренным в самой Конституции);

3) по порядку принятия (для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов);

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето (федеральные конституционные законы не могут быть отклонены Президентом, в отличие от федеральных законов).

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта РФ, действуют на территории субъекта РФ, принимаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и конституциям (уставам) субъектов РФ.

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона для его дальнейшей конкретизации и развития, обладают меньшей юридической силой, чем закон. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависят от органа, издавшего акт.

Нормативные правовые акты Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение, к индивидуальным - указы и распоряжения, которые касаются конкретных отношений или определенных лиц, акты Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Издаваемые Президентом РФ указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Это требование Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.

При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент РФ может, не нарушая требования Конституции РФ, издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом ОГЛАВЛЕНИЕ закона не может быть ограничено ОГЛАВЛЕНИЕм соответствующего указа Президента РФ.

Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Правительство РФ действует на основе и во исполнение Конституции РФ, ФЗ и нормативных указов Президента РФ.

Правительство РФ правомочно решать вопросы исполнительной власти, отнесенные к ведению РФ, поскольку они не входят согласно Конституции РФ и ФЗ в компетенцию Президента РФ и Федерального Собрания.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, ФЗ, актам Президента РФ.

Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.

Постановления Правительства РФ издаются по вопросам, имеющим нормативный характер или наиболее значимым; распоряжения - по оперативным и другим текущим вопросам.

Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых актов непосредственно или через подведомственные ему органы.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Ведомственные акты.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов (НПА) в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать НПА.

Указанные органы могут издавать НПА совместно или одним органом по согласованию с другим.

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ носят подзаконный характер, издаются компетентными органами государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на территории конкретного субъекта РФ, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу.

Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.)- Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными кодексами в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов, которые имеют следующие особенности: принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов.