Конституционный контроль

В теории государства и права конституционный контроль рассматривается как самостоятельная гарантия правовой защиты, хотя и производная в своем генетическом аспекте от гарантий судебного контроля. Сказанное обусловлено как утверждением конституционного судопроизводства в качестве самостоятельного вида судопроизводства, так и его спецификой [1].

Роль Конституционного Суда РФ в судебной защите основных прав и свобод гражданина определяется в первую очередь тем, что его решения являются общеобязательными для выполнения всеми органами государственной власти, а значит и судами. Конституционный Суд РФ неоднократно пояснял, что ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" требует пересмотра решений судов, основанных на актах, признанных неконституционными. Конституционный Суд РФ играет важную координирующую роль в конституционной защите прав человека, так как способствует выработке концептуальных подходов и механизмов их защиты как приоритетных ценностей и целей.

Особое значение для юридического обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан имеет рассмотрение Конституционным Судом РФ индивидуальных и коллективных жалоб. Конституция в ч. 4 ст. 125 предусматривает право граждан Российской Федерации на судебную защиту посредством обращения в Конституционный Суд РФ.

М. С. Саликов отмечает, что конституционное законодательство устанавливает более или менее четкие критерии для определения круга субъектов, обладающих таким правом [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" правом на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. При этом следует указать па существующее противоречие между ст. 46 Конституции, наделяющей правом каждого на судебную защиту и ч. 4 ст. 125 Конституции, наделяющей правом обращаться в Суд исключительно граждан, которое ограничивает права неграждан на судебную защиту посредством конституционного правосудия.

Данная проблема решена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года “О правовом положении иностранных граждан в СССР” в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура", расширившим круг лиц, имеющих право на судебную защиту: каждый человек, независимо от гражданской принадлежности, имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой нарушенных прав.

В дополнение к этому нельзя оставить без внимания гарантию судебной защиты основных прав и свобод, закрепленную в ч. 3 ст. 56 Конституции — "никто не может быть ограничен в праве на судебную защиту ни при каких обстоятельствах".

И, как верно замечает И. С. Бастен, недопустимо ограничение круга лиц, имеющих право на подобное обращение [3].

Конституционный Суд РФ наделен рядом полномочий, посредством которых он способствует защите и восстановлению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. К ним относятся: разрешение дел о соответствии Конституции нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, нератифицированных международных договоров РФ, внутригосударственных договоров, толкование Конституции, проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов [4].

К числу важнейших полномочий Конституционного Суда РФ, посредством которых он способствует защите и восстановлению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относится конституционный контроль. Согласно ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ наделен полномочием конституционного судебного контроля, которое заключается в разрешении дел о соответствии нормативных актов Конституции. Основанием проверки на конституционность нормативных правовых актов являются индивидуальные и коллективные конституционные жалобы граждан, запросы судов, обращения уполномоченных по правам человека, прокуроров по вопросам нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Признание правового акта Конституционным Судом РФ неконституционным лишает данный акт юридической силы, а значит, и возможности его применения в дальнейшем, чем обеспечивается защита прав человека и гражданина.

Интересно по этому поводу мнение о том, что "защита прав граждан имеет место в полном объеме, если не только аннулируется или отменяется неконституционная норма, но и нарушенные права восстанавливаются" [5].

Таким образом, именно отмена неконституционного акта решением Конституционного Суда РФ обеспечивает восстановление нарушенного права гражданина, т.е. защиту этого права. Эго стало возможным благодаря совершенствованию механизма, регулирующего осуществление конституционного судебного контроля.

В соответствии с действующим конституционным законодательством решения Конституционного Суда РФ по результатам проверки нормативного акта на конституционность имеют более существенные последствия, чем по законодательству РСФСР. Конституционный контроль законности нормативного акта по ранее действовавшей процедуре проверки сводился только к пересмотру конкретного дела обычным судом, а не к отмене неконституционной нормы, как это должно быть по действующему законодательству [6].

Защита основных прав и свобод человека осуществляется Конституционным Судом РФ также в рамках реализации влияния данного суда на законодательный процесс. В целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина Суд может использовать право законодательной инициативы по вопросам своего ведения и право посланий Федеральному Собранию РФ. Конституционной Суд РФ своими решениями рекомендует Федеральному Собранию РФ восполнить возникший в праве пробел, разрешить правовую коллизию. Это способствует выработке законодателем правовых норм, направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд РФ осуществляет координирующую роль в конституционно-судебной защите прав и свобод человека и гражданина.

В вопросах защиты конституционных прав и свобод человека Суд выработал ряд правовых позиций, которые стали ориентиром для органов конституционного правосудия в субъектах РФ [7].

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-М "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации “Об образовании”, статьи 1 Федерального закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” и пункта 7 статьи 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е. Е. Насоновой и Н. П. Ярушиной" указано, что конституционный принцип равенства всех перед законом и судом распространяется не только на установленные в Конституции права и свободы личности, но и сопряженные с ними другие права, которые предусмотрены федеральным законодательством [8]

Однако при всей юридической силе решений Конституционного Суда РФ отсутствует правовой механизм, способный принудить к их исполнению. Эта проблема возникла практически с самого начала деятельности Суда.

В своем Определении от 19.04.2001 № 65-0 "По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан" Конституционный Суд РФ специально отметил, что неисполнение органом власти (должностным лицом) решений Конституционного Суда РФ объективно создает препятствия для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ [9]. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 указал: "Исполнение судебных решений — все еще огромная проблема. Причем проблема всех судов, включая конституционный" [10].

Итак, одной из наиболее важных функций Конституционного Суда РФ является конституционно-судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина. Своими правовыми позициями, рекомендациями Суд, как правило, активно влияет на правотворческую и правоприменительную деятельность органов власти, а также отменяет неконституционные акты в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Однако отсутствие в законодательстве механизма, гарантирующего исполнение его решений, снижает в некоторой степени уровень гарантированности защиты этих прав и свобод и требует отдельного глубокого и всестороннего изучения данного вопроса.