Конституционный контроль

Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Функция конституционного контроля и надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Впервые была применена Верховным судом США под председательством Д. Маршалла в 1803 г. в решении по делу "Мэрбери против Мэдисона".

Виды конституционного контроля:

децентрализованный (американский). Конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония);

централизованный (европейский). Конституционный надзор осуществляется специальными квазисудебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Италия, Франция). К данному типу относятся и мусульманские страны.

Объекты конституционного контроля (правовые акты и действия, которые подлежат проверке на предмет их соответствия Конституции государства): обычные, конституционные и органические законы; поправки к конституции; международные договоры; парламентские регламенты; нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

Субъекты конституционного контроля (органы, осуществляющие конституционный контроль и надзор): должностные лица (глава государства, реализующий право отлагательного вето; большинство органов публичной власти; органы конституционного контроля, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта (специализированные европейские конституционные суды или суды общей юрисдикции, в компетенцию которых входят функции конституционного контроля; квазисудебные органы, например Конституционный совет во Франции и т.д.).

По своему содержанию конституционный надзор может быть: формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия нормативно-правых актов); материальным (проверяется ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции).

Формы конституционного контроля.

1. По времени проведения:

предварительный конституционный контроль – предполагает проверку конституционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада);

последующий конституционный контроль – проверке на конституционность подвергаются законы, промульгированные и вступившие в юридическую силу (США, Италия, Германия).

В некоторых странах (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы.

2. По порядку инициирования:

обязательный – осуществляется субъектами конституционного контроля в соответствии с конституцией государства либо на основании специального закона (Германия);

факультативный – осуществляется только по инициативе управомоченного субъекта (Франция).

Кроме вышеуказанных форм конституционного контроля в науке конституционного права выделяют:

– постановляющий и консультативный контроль (по правовым последствиям);

– внутренний и внешний (в зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего функцию конституционного контроля);

– обязательный и факультативный (по порядку инициирования);

– абстрактный и конкретный (по основанию проведения);

– материальный и конституционный контроль (по предмету проверки).

Процедура конституционного контроля проходит следующие стадии:

1) обращение в орган конституционного контроля. Круг субъектов, которые могут обратиться в этот орган, в различных государствах неодинаков. Если это суды общей юрисдикции, – в круг входят все субъекты, имеющие право обращения в суды, и сами суды; если это специализированные органы конституционного контроля – глава государства, парламент, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов федерации при федеративной форме государственного устройства, суды, в ряде случаев – граждане; реже – общественные объединения (Бразилия);

2) подготовка дела к слушанию;

3) рассмотрение существа дела;

4) вынесение решения и вступление его в юридическую силу.