Конституционные принципы правового статуса личности

Представляется необходимым выделить следующее ОГЛАВЛЕНИЕ системы конституционных принципов правового статуса личности. К общим принципам правового статуса личности в настоящее время относятся:

– всеобщность и неотчуждаемость (ст. 17 Конституции РФ);

– непосредственное действие (ст. 18);

– гарантированность, защищенность государством (ст. 2);

– равенство (ст. 19).

ОГЛАВЛЕНИЕ данных принципов заключается в следующем.

Всеобщность и неотчуждаемость. Данные принципы впервые в российской истории закреплены в Конституции РФ.

Фундаментальные права личности, имея внегосударственное происхождение, исходят из естественного права. Как пишет Е. А. Лукашева, "идея естественных прирожденных прав человека призвана была поставить заслон всевластию государства, препятствующего развитию свободы, индивидуализма и автономии личности, и заложила основы правового государства"[1].

Государство может либо уважать и гарантировать права человека, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека принадлежащие ему от рождения основополагающие права оно не может. Естественные права существуют независимо от государственного признания, отражая стабильность сущностных признаков человеческого рода.

Всеобщность прав можно рассмотреть как их обладание человеком с момента его рождения независимо от того, записаны они в конституции или нет. Неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти нрава не зависят от формы политического устройства и государство не вправе изъять их у человека. Неотчуждаемость – это такое состояние основного права человека, которое характеризуется ненарушимостью его сущности и абсолютного значения личности, гарантированность процессов реализации права и правовой защиты человека[2].

Субъектом права являются любые лица, находящиеся на территории России. Конституционные права и свободы носят особый характер, так как обладание ими никогда не прекращается, никто не вправе лишить человека основных прав. Однако сам человек в любое время может отказаться от использования своих основных прав. Тем не менее такой отказ не может носить абсолютного характера, так как человек всегда способен вернуться к использованию этих прав, и никто не в силах этому помешать.

Принцип непосредственного действия прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ), т.е. независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их соблюдать. Как сказано в ст. 18, основные права и свободы человека "определяют смысл, ОГЛАВЛЕНИЕ и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Будучи юридическим выражением возможности выбора меры поведения человека, правовые нормы, закрепляющие права и свободы, представлены как в Конституции РФ, гак и в действующем законодательстве. При этом действуют не сами права и свободы, а данные нормы.

Конституционные нормы, гарантирующие права и свободы человека, неоднородны. Существуют права и свободы, не требующие, как правило, дополнительной законодательной регламентации: свобода мысли, творчества, право на доступ к культурным ценностям. Тем не менее принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации текущим законом, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление. Так, ст. 28 Конституции РФ, провозглашающая свободу совести, должна толковаться в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Как отмечает Б. С. Эбзеев, принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод содержит в себе программу развития российского законодательства. В отношении гражданских и политических прав существует "своеобразная узда для законодателя", поскольку эти права определяют сферу индивидуальной автономии и политической активности. Что касается социальных, экономических и культурных прав, то в них содержится обширная социальная программа, реализуемая различными способами – принятием актов законодательства или мерами по обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемыми Правительством РФ[3].

Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина означает, что эти права и свободы ре

ально принадлежат ему независимо от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Главной гарантией защиты прав и свобод человека в обществе остается правосудие.

Суд и иные органы при решении тех или иных дел могут прямо ссылаться па конкретную конституционную норму. Это очень важное положение, являющееся традиционным для ряда зарубежных государств с развитой демократией, высокой юридической и правовой культурой. Оно отсутствовало в советских конституциях, и поэтому, например, ст. Конституции СССР 1977 г. о праве граждан обжаловать решение чиновников администрации в суд не действовала в течение 12 лет, пока в 1989 г. не был принят соответствующий общесоюзный закон.

Практика деятельности российских судов утверждает непосредственное действие норм Конституции РФ, особенно в отношении тех, которые закрепляют права и свободы человека. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" сказано, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнений по поводу соответствия Конституции РФ какого-либо нормативного акта, в том числе касающе

гося прав и свобод человека и гражданина, суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

Принцип равенства прав и свобод. Принцип равноправия присутствует во всех классификациях системы принципов прав и свобод. Он выражает сущность правового статуса, его социальное назначение, поэтому среди других принципов правового статуса личности равноправие выделяется особой ролью.

Принципу равенства, провозглашенному Конституцией РФ, противоречит любая дискриминация между гражданами, но сами граждане находятся в неодинаковом положении, и закон должен учитывать это. Конституционные нормы гарантируют, т.е. обеспечивают всеми доступными государственному регулированию способами, невозможность любого ущемления прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу, лечении в медицинских учреждениях, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод, а также предоставления незаконных льгот по признакам принадлежности к той или иной категории, нации, социальной группе и т.п.

Равноправие означает официально признаваемое государством равенство граждан в наиболее существенных правах. Однако различия между индивидами, носящие естественный характер (пол, национальность, гражданство, возраст и т.д.), могут быть основанием для уменьшения или увеличения объема предоставляемых государством менее существенных прав и обязанностей. Тем не менее внутри различных категорий индивидов (иностранцев, детей, инвалидов, женщин и т.д.) принцип равноправия между ними должен полностью соблюдаться.

Наиболее сильной мерой государственного принуждения является запрещение любой формы дискриминации, т.е. таких различий, которые ставят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другими категориями.

Принцип государственной защиты прав и свобод. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве. "Права человека могут быть защищены только в таком государстве, которым управляет право, а не отдельные люди"[4], – писал выдающийся швейцарский юрист профессор Томас Фляйнер.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты. К сожалению, не всегда данные конституционные нормы реализуются. Л. А. Морозова отмечает, что, несмотря на то что Конституцией РФ закреплена обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, отношения между государством и личностью не являются равноправными и, следовательно, справедливыми[5].

Конституция РФ закрепила обязанность государства создать юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан России.

Специфика российской действительности обусловливает необходимость функционирования многоканальной системы обеспечения прав и свобод. Каждый человек, находящийся на территории России, должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. Он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление российского государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в Конституции РФ, останется только декларацией о намерениях.

Главным в решении вопроса о защите прав является расширение сферы ответственности государства за издание неправовых законов, а также органов государственной власти и их должностных лиц – за незаконные действия (или бездействие) в сфере реализации нормативных правовых актов. Высокая правовая культура противодействует стремлению государства стать выше права и закона. Это – одна из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

Значение таких общеправовых принципов, как справедливость, юридическое равенство, гарантированность государством прав и свобод, наиболее полно было раскрыто в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 № 1-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула, согласно которому эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют ОГЛАВЛЕНИЕ конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Таким образом, конституционные принципы основ правового статуса личности:

– отражают социально-экономические, политические и правовые закономерности развития государства и гражданского общества, отношение государства к человеку и его правам;

– определяют мировоззренческое ОГЛАВЛЕНИЕ и уровень гуманизма российского законодательства;

– обеспечивают внутреннюю согласованность и взаимосвязь норм и институтов в сфере прав человека;

– способствуют более полной реализации прав и свобод человека и гражданина;

– гарантируют защищенность государством основных прав и свобод от нарушений.