Конституционные нормы, определяющие жилищные правоотношения

Основными положениями, которые содержатся в конституционных нормах, определяющих жилищные правоотношения, являются следующие:

– право на жилище (ст. 40 Конституции РФ);

– неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ);

– свобода выбора места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ).

Для охраны жилищных прав граждан большое значение имеют конституционные статьи о неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и право граждан на судебную защиту их прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Право на жилище – это право человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением; никто не может быть произвольно лишен своего жилища (ст. 40 Конституции РФ). Этому праву корреспондирует обязанность всех других лиц, в том числе государственных органов, уважать и не нарушать право гражданина на жилище независимо от того, основано оно на праве собственности или имеет какой- либо иной юридический статус. Решение жилищных проблем населения является одной из важнейших функций социального государства, т.е. государства, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности[1]. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища, или имеющий жилище, не соответствующее социальным нормам, вправе требовать от государства немедленного предоставления или улучшения жилья. Российские граждане могут обеспечиваться жильем разными способами (получение, покупка, вступление в жилищно-строительный кооператив). Только малоимущим и иным указанным в законе категориям граждан (например, военнослужащим) жилище может предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Право на жилище означает:

– возможность стабильного пользования гражданином занимаемым им жилым помещением;

– возможность гражданина улучшать свои жилищные условия;

– возможность передачи гражданином занимаемого им жилого помещения другим лицам для проживания на основе договора;

– право гражданина на здоровую среду обитания;

– недопустимость произвольного лишения гражданина права на жилище либо ограничения пользования им.

Под жилищем следует понимать предоставленное для проживания людей жилое помещение с вспомогательной площадью (кухней, прихожей, ванной), а также другими объектами (лифтами, чердаками, подвалами).

Однако конституционные нормы жилищного права в некоторых случаях могут не соблюдаться. Так, в соответствии со ст. 91 ЖК РФ право на жилище может быть нарушено на законном основании в результате выселения нанимателя из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого в случаях, если наниматель:

– использует жилое помещение не по назначению;

– систематически нарушает права и законные интересы соседей;

– бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение;

– лишен родительских прав, а его проживание совместно с собственными детьми признано судом невозможным.

Наниматель может быть выселен с предоставлением ему площади по нормам общежития в случае неоплаты жилья и коммунальных услуг в течение более шести месяцев (ст. 90 ЖК РФ).

Неприкосновенность жилища

Этот принцип жилищного права сводится к следующим положениям (ст. 3 ЖК РФ):

а) никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения;

б) проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях:

– спасения жизни граждан и (или) их имущества;

– обеспечения личной безопасности граждан или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

– в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая;

в) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Право граждан на неприкосновенность жилища может быть безнаказанно нарушено лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, работниками следующих органов:

– милиции при стихийных бедствиях, при обеспечении безопасности, при преследовании преступников (п. 18 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции");

– осуществляющих оперативно-розыскные и следственные действия (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Не являются правонарушением действия по нарушению неприкосновенности жилища в условиях крайней необходимости, а также совершаемые судебным приставом при аресте им имущества должника или изъятии у должника определенных предметов.

Право гражданина на свободу выбора места жительства ограничено в отношении следующих территорий: пограничных поселков, закрытых городов, зон экологического бедствия и тех, в которых распространено инфекционное заболевание, а также зон, в которых введено чрезвычайное или военное положение. Определенным ограничением этого права является обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и жительства. Под местом пребывания понимают место временного проживания, а под местом жительства – место постоянного проживания. Регистрация осуществляется либо органами МВД, либо местной администрацией населенного пункта. Работники жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭО) дают согласие на регистрацию гражданина. Перечисленные категории лиц отвечают за соблюдение порядка регистрации (Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Обеспечение жилищных прав граждан возложено на государственные и муниципальные органы. Они создают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе (ст. 2ЖК РФ):

– содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

– используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

– в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

– стимулируют жилищное строительство;

– обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

– обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

– обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.