Конституционное развитие Аргентины, Мексики и Бразилии в XIX в.

К числу наиболее значительных и действовавших продолжительное время конституций в Латинской Америке в XIX в. относятся конституции Аргентины 1853 г. и Мексики 1857 г.

Конституция Аргентины была принята в 1853 г. после свержения правившего более 20 лет X. Росаса, одного из самых одиозных и свирепых во всей Латинской Америке диктаторов. Авторы конституции использовали целый ряд идей североамериканских федералистов конца XVIII в. (А. Гамильтон и др.), а также произведение "Основы" прогрессивного аргентинского политического мыслителя X. Б. Альберди, доказавшего, что новая аргентинская конституция не должна быть доктринерским документом и что в ней следует учитывать историю и потребности аргентинской нации.

В конституции был подведен окончательный итог длительной борьбы по вопросам государственного устройства, которое закреплялось в виде федерации. Согласно ст. 1 Аргентина являла собой "федеративную республиканскую представительную форму правления". Федеральное правительство складывалось из законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательным органом был, как и в США, двухпалатный конгресс (палата представителей и сенат). Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому путем двухстепенных выборов на шесть лет без права немедленного переизбрания. Систему федеральных судов возглавлял Верховный суд.

Каждая провинция получала право на создание своей конституции "республиканского представительного характера", а федеральное правительство гарантировало каждой провинции существование и функционирование ее институтов. В ст. 109 конституции прямо запрещались военные действия между провинциями. Все конфликты между провинциями рассматривались Верховным судом. Враждебные действия провинции по конституции квалифицировались "как восстание или мятеж, которые федеральное правительство должно подавить в соответствии с законом". В таком случае президент с согласия сената или самостоятельно (если конгресс находился на каникулах) вводил осадное положение, приостанавливал действие конституционных гарантий.

В преамбуле конституции особо говорилось о необходимости "создать национальный союз, упрочить справедливость; укрепить мир внутри страны, обеспечить всем защиту, содействовать общему процветанию" и т.д.

Конституция устанавливала единство национальных таможен и тарифов, утверждала необходимые для промышленного развития принципы свободы предпринимательства, свободы торговли и судоходства, единство мер и весов, денежной системы (ст. 9–12). В конституции подтверждалась неприкосновенность собственности и в связи с этим запрещались конфискация имущества как мера уголовного наказания, а также реквизиции, которыми часто злоупотребляли власти всех уровней в случаях военных конфликтов и политической анархии.

В ст. 67 говорилось, что федеральный конгресс должен "содействовать всему, что повышает благосостояние страны, ведет к прогрессу всех провинций и развивает просвещение". С этой целью он должен был поощрять развитие промышленности и создание ее новых отраслей, строительство железных дорог, каналов, заселение пустующих земель.

Под влиянием "Основ" X. Альберди в конституции Аргентины 1853 г. впервые в истории конституционализма было закреплено положение о привлечении иностранцев для быстрого развития страны. Статья 25 обязывала федерацию "содействовать европейской иммиграции" и запрещала любые ограничения для иностранцев, "которые приезжают с целью обрабатывать землю, содействовать развитию промышленности, распространять науки". В ст. 20 говорилось, что иностранцы пользуются всеми гражданскими правами, могут заниматься любым промыслом, торговлей и профессиональной деятельностью, обладать недвижимым имуществом, покупать и продавать его, делать завещания, плавать на судах по рекам и в прибрежных водах. Конституция 1853 г. дала толчок экономическому и социальному развитию Аргентины. На ее основе либеральные правительства, например правительство президента Д. Соримьенто (1868–1874) осуществили ряд прогрессивных мероприятий: содействие быстрому росту иммиграции, создание национального банка, привлечение иностранного капитала. Однако принятие новой конституции не устранило старые противоречия. Провинция Буэнос-Айрес не присоединилась к конституции и в 1854 г. провозгласила независимость. Взаимная вражда двух государств привела в 1859 г. к войне. Аргентинская республика быстро одержала победу, и в октябре 1859 г. провинция Буэнос-Айрес присоединилась к конституции, однако стала центром нового направленного против федерального правительства мятежа, который разразился в 1861 г. Под командованием генерала Бартоломе Митре мятежники нанесли поражение в сентябре того же года национальной армии, а 5 ноября президент республики объявил о своей отставке. В мае 1862 г. Митре был избран конгрессом на пост президента, а Буэнос-Айрес стал столицей Аргентины.

Конституция Мексики 1857 г. была непосредственным результатом мексиканской революции 1854–1857 гг., которая стала первой народной революцией в Латинской Америке, привела в движение широкие индейские массы, находившиеся под влиянием радикально настроенного левого крыла либералов ("пурос") во главе с Б. Хуаресом. В учредительном конгрессе, принявшем конституцию, преобладали, однако, представители правых и умеренных кругов либералов ("модерадос"), в результате чего она имела ярко выраженный компромиссный характер.

Конституция запрещала рабство и долговую кабалу (пеонаж), широко распространенную тогда в Мексике, отменяла ряд привилегий католической церкви и военщины, ограничивала церковное землевладение. В ней содержался обычный для латиноамериканского конституционализма перечень политических прав и свобод, а также гарантии неприкосновенности личности.

При всей декларативности этих конституционных положений само официальное подтверждение гражданских прав после многих лет господства консерваторов и диктатуры Санта-Анны имело прогрессивное значение, дало толчок капиталистическому развитию мексиканского общества. Так, на основе конституции были секуляризированы церковные земли, началось возвращение захваченных латифундистами земель индейских общин и т.д.

Последовавшее с конца 1860-х гг. постепенное ослабление революционных сил вновь привело к укреплению позиций консервативно-помещичьих кругов и установлению в 1876 г. самой кровавой в истории латиноамериканских государств XIX в. диктатуры И. Диаса, который, имея поддержку местных латифундистов и американских нефтяных компаний, правил Мексикой более 30 лет под лозунгами: "порядок и прогресс, либерализм, конституционализм". Однако он лишил конституцию 1857 г. ее изначально демократического содержания.

Наиболее значительные перемены в государственном строе латиноамериканских стран в XIX в. произошли в Бразилии, где в течение многих десятилетий сохранялись рабство и застойные формы политической жизни, что обусловило длительное существование консервативной разновидности конституционной монархии.

В конце XIX в. под воздействием неуклонно развивающегося капитализма в Бразилии развернулось широкое аболиционистское движение, которое привело в 1888 г. (т.е. позже, чем во всех других государствах мира) к отмене рабства. Усилившаяся борьба за республику, получившая широкую поддержку населения, закончилась в 1889 г. падением монархического строя.

Принятие конституции Бразилии в 1891 г. происходило в сложной политической обстановке. Плантаторы-фазендейро, имевшие сильные позиции на провинциальном уровне и тесно связанные с иностранным капиталом, стремились к расчленению страны и противились созданию сильной централизованной власти. Конституция, учитывая противостояние сепаратистов и унитаристов, закрепила федеративное устройство Бразилии.

Федеральные органы получили право вести внешние дела, содержать армию и флот, устанавливать пошлины на импорт, чеканить монету, осуществлять почтовую службу. За штатами сохранялись все полномочия, которые не были прямо отнесены к федеральной компетенции. Каждый штат имел свою конституцию, поддерживал внутренний порядок, создавал свою систему государственных органов, сохранял важные привилегии в экономической области: устанавливал налоги на экспорт, имел исключительный контроль над эксплуатацией рудников и государственных земель. За этими необычайно широкими правами штатов скрывались интересы фазендейро, местной буржуазии и связанных с ними иностранных компаний.

По конституции федеральным властям запрещалось вмешательство в дела штатов, за исключением случаев подавления восстания, поддержания республиканской формы правления, осуществления федеральных законов, восстановления порядка (по просьбе самого штата).

Структура федеральных органов (президент, двухпалатный конгресс, Верховный суд), типичная для латиноамериканских государств и скопированная с конституции США, основывалась на разделении властей, действующих "в гармонии и независимо друг от друга". Участвовать в федеральных выборах могли лишь грамотные мужчины, достигшие 21 года. Конституция провозглашала свободу слова, печати, собраний, право на подачу петиций, создавала тем самым почву для последующей демократизации политической жизни.

Республиканская конституция 1891 г., несмотря на ее умеренность, явилась по сравнению с монархической конституцией 1824 г. важной вехой в истории Бразилии, она способствовала более быстрому развитию экономики и становлению гражданского общества в этой стране.