Лекция 4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах

Общественный строй (или устройство) – это охраняемая государством и правом исторически конкретная система общественных отношений, организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.

В большинстве конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. В главах об общественном строе иногда содержатся нормы, относящиеся к его несущественным сторонам (нормы о порядке перевозки животных, убоя скота, изготовления одежды для военнослужащих – Конституция Швейцарии 1874 г.), но по общему правилу в конституциях закреплены основы общественного строя, его устои, определяемые способом производства, а также характером общественного сознания и традиций.

Конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а только его основы.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются: экономические, социальные (в узком смысле слова), духовно-культурные и политические отношения.

Такая классификация является условной. Далеко не всегда между этими отношениями можно провести четкую грань. Каждая подсистема взаимодействует с остальными. Основные принципы этого взаимодействия регулируются конституционным правом.

В последние годы возрос интерес к проблемам гражданского общества. Его рассматривают как общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством.

Экономические отношения

Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

В мире существуют две основные модели экономики: рыночная (либеральная) и планово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной

экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели "сближаются", свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции.

Конституционные принципы правового регулирования экономики:

1. В рыночной модели экономики:

– равноправие всех форм собственности, их равная зашита;

– неприкосновенность собственности (но не абсолютная);

– свобода предпринимательской деятельности;

– возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);

– социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);

– прогнозирование экономических процессов;

– забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;

– свобода труда и т.д.

2. В планово-регулируемой модели экономики:

– преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита;

– невозможность или ограничение частной собственности;

– нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности;

– планирование экономики;

– обязанность труда;

– равная оплата труда и т.д.

Конституционные институты экономической системы.

1. Под собственностью можно понимать форму присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина "собственность" – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима.

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации, а из частной в публичную – национализацию, если собственником становится государство, или социализацию – в остальных случаях.

2. Труд является источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.).

Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.