Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, а также в других актах.

Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют методы и формы осуществления государственной власти, являются фундаментальными с политической точки зрения.

Признаки конституционно-правовых норм:

– регулируют особую сферу общественных отношений, представляющих собой предмет конституционно-правового регулирования;

– носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

– имеют специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

– имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний;

– регулируют поведение широкого круга субъектов;

– большинство норм, содержащихся в конституциях, представляют собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;

– особенности их структуры (гипотеза носит условный характер, санкция, как правило, не содержится).

В науке конституционного права существует Вперед классификация конституционно-правовых норм:

1. По степени определенности предписании:

– диспозитивные (предполагают возможность выбора вариантов поведения субъекта права, излагаемых в самой норме права);

– императивные (предписывают строго определенное поведение субъекта права, закрепленное в конкретной норме).

2. По назначению в механизме правового регулирования:

– материальные (предусматривают ОГЛАВЛЕНИЕ действия);

– процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. По юридической силе различают нормы, содержащиеся:

– в конституциях;

– законах;

– подзаконных актах.

4. По территориальным предезам различают нормы, действующие на территории:

– всей страны;

– отдельных регионов;

– муниципальных образований.

5. По времени действия:

– постоянные (не имеют определенного срока);

– временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Основную массу конституционно-правовых норм составляют нормы-правила, регулирующие конкретные общественные отношения, определяющие права и обязанности субъектов этих отношений, их правомерную деятельность. К ним относятся нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие правовой статус государственных органов, и т.д. По характеру регулируемых отношений они делятся на материальные (ст. 11 Конституции Польши 1997 г., устанавливающая статус политических партий) и процессуальные (ст. 122 Конституции Конго, устанавливающая процедуру принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). Среди материальных норм следует особо выделить организационные или институционные нормы, которые учреждают государственные органы, определяют их структуру и организацию (ст. 24 Конституции Франции, определяющая структуру парламента).

Нормы-цели определяют основные направления развития общества и государства, дают ориентацию для законодательной деятельности (например, ст. 3 Конституции КНР 1982 г. с поправками и изменениями 1993 г. устанавливает цель государства – строительство социализма в модернизированном виде).

Нормы-принципы представляют собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (например, специальный раздел "Принципы политики государства" в конституциях Ирландии, Индии, Пакистана и др.).

Нормы-определения содержат качественную характеристику конституционных институтов, отдельных органов государства (например, характеристика государства как правового, социального в Основном законе (Конституции) ФРГ).

Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например: народное представительство на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут существенно различаться. Кроме того, институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других (например, институт омбудсмена).

Наиболее крупные институты конституционного права могут быть охарактеризованы как подотрасли, например парламентское право, избирательное право и т.д.

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса "Конституционное право зарубежных стран". Система учебного курса строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

Курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права, а только устанавливает общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.