Выводы

1. Какие цели ставятся перед функциональными областями логистики? Целью функциональной области логистики "снабжение" является удовлетворение потребности предприятий и материальных ресурсах и услугах с максимально возможной эффективностью, а также создание надежного и бесперебойного материального и (или) сервисного потока в организацию.

Целью функциональной области логистики "производство" является обеспечение своевременного, надежного, непрерывного и эффективного движения сырья, материальных ресурсов, незавершенного производства, инструмента между стадиями производства и рабочими местами в соответствии с планами производства и заказами потребителей.

Целью функциональной области логистики "распределение" является интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и (или) оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей.

2. Какие задачи решаются в снабжении?

Логистика снабжения охватывает перечень следующих задач: определение потребности в материалах, сырье, услугах и др.; исследование рынков поставщиков; оценка источников закупок; выбор поставщиков; непосредственное осуществление закупок; формирование запасов материалов, сырья, компонентов и т.п.; контроль и оценка выполнения закупок; бюджетирование закупок, организация транспортировки закупленных материалов и др.

Определение потребности может осуществляться по спецификации, инженерной схеме, товарному знаку или аналогу.

Выбор поставщика основывается на критериальном подходе. Основными критериями являются стоимость (цена) приобретения, в том числе учитывающая стоимость получения материальных ресурсов; качество продукции или услуги; надежность поставок, отражающая своевременность, комплектность и другие характеристики. Дополнительные критерии выбора могут различаться на разных предприятиях в зависимости от характеристик заказа.

Для контроля закупок разрабатывается система ключевых показателей.

3. Каковы современные требования к логистике снабжения?

Логистическую организацию процессов снабжения отличает соответствие следующим требованиям: 1) закупки должны рассматриваться как часть управления логистикой фирмы и (или) как часть интегрированного управления цепью поставок; 2) необходимо при принятии решений учитывать общие издержки на приобретение и получение необходимых материальных ресурсов; 3) следует стремиться к установлению долгосрочных отношений с поставщиками, развивать с ними сотрудничество; 4) нужно снижать уровни запасов; 5) требуется ускорять логистические циклы снабжения.

4. Каковы составляющие логистических циклов в функциональных областях логистики?

Первая составляющая логистического цикла в снабжении (управлении закупками) — установление потребности в материальных ресурсах; вторая — определение источников поставки и выбор поставщика; третья — осуществление закупок; четвертая — мониторинг заказа, выполняемого поставщиком; пятая — принятие заказа и контроль выполненных закупок.

Логистическое обеспечение производства состоит из следующих стадий: анализ плана производств, в ходе которого определяется состав материалов, деталей и компонентов для поставки па производственные участки в течение дня (смены); подготовка материалов и компонентов на складе для отправки на участки; доставка материалов на рабочие места; сбор тары и отходов.

Логистический цикл выполнения заказа потребителя, характерный для распределения, включает в себя получение, обработку заказа, его размещение (в производстве, на складе, у поставщика и т.д.), комплектацию заказа на складе и подготовку его к отправке, доставку заказанной продукции и передачу ее покупателю.

5. Чем обусловливается различие в организации логистики производства?

Организация логистической поддержки производства различается в зависимости от типа производств. В зависимости от масштаба выпуска готовой продукции и устойчивости номенклатуры выпускаемой продукции выделяются массовое, серийное и единичное производства. В зависимости от конфигурации движения потока различаются производства типа V, А, Т, в которых обеспечивается параллельная, последовательная и параллельно-последовательная обработка. Также различаются толкающие и тянущие производственные системы.

В толкающих системах время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, материальный поток на каждой стадии "проталкивается" дальше и становится запасом незавершенного производства в начале следующей операции. Для тянущих систем характерно направление сигнала на предыдущий участок, когда возникает потребность в материалах и компонентах, поставляемых с данного участка. Без запроса ни один участок не отправляет обрабатываемую продукцию на следующую стадию или участок.

6. Какие приемы используются при формировании распределительных каналов?

В распределении при формировании логистических каналов используются такие способы организации логистических процессов, как специализация и формирование ассортимента, необходимого потребителю. Специализация предполагает включение в системы распределения организаций, которые специализируются на отдельных функциях и операциях, могут их выполнить лучше и более эффективно по сравнению с фокусной компанией. Это могут быть транспортные предприятия, грузовые станции, склады, торговые посредники.

Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такой продуктовой группы включает в себя три этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.

7. Что необходимо предпринимать для повышения качества логистического сервиса в распределении?

Для повышения качества логистического сервиса необходимо формирование стратегии обслуживания потребителей для повышения "чуткости" логистики в отношении потребностей потребителей. Качество сервиса складывается из более быстрого обслуживания, своевременного выполнения заказа, быстрого реагирования на изменившиеся условия и потребности потребителей и т.д.

Необходимо проводить сегментирование потребителей по важным для логистики параметрам, выяснять ожидания потребителя в отношении качества обслуживания, изучать работу компаний, достигших лучших результатов в области логистического обслуживания. Оценивать качество логистического сервиса следует на основе специальных ключевых показателей.

Для управления своевременностью выполнения заказов необходимо оценивать гарантированное с определенной надежностью время логистического цикла и определять вероятность выполнения заказа точно в срок. Для этого может быть применена модель "точно вовремя".