Лекция 4. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• что такое конституциональная теория;

• типологию темпераментов;

уметь

• различать психологические особенности носителей темперамента;

владеть

• навыками определения различных типов темперамента.

Конституциональная теория

Конституция (от лат. constitutio – состояние, устройство) – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма человека, обусловленных наследственностью (генотипом), а также длительными, интенсивными воздействиями окружающей среды. Деление людей на конституциональные типы по телосложению и темпераменту было впервые предложено Гиппократом. В настоящее время наиболее распространена классификация типов конституции на астенический, нормостенический и гиперстенический. С точки зрения современной медицины существуют определенные особенности физиологических процессов и некоторые склонности к развитию той или иной патологии у людей в зависимости от типа конституции.

Люди с астеническим типом конституции отличаются повышенной возбудимостью нервной системы, склонны к опущению внутренних органов, неврозам, язвенной болезни, туберкулезу. Представители нормостенического (атлетического) типа энергичны, уверены в своих силах; у них отмечается склонность к заболеваниям верхних дыхательных путей, двигательного аппарата, к невралгиям, атеросклерозу коронарных артерий, чаще развивается инфаркт миокарда. Гиперстеники (пикнический тип) общительны, подвижны, практичны; для них характерно повышенное артериальное давление, склонность к ожирению, диабету, атеросклерозу, гипертонической болезни, болезням желчного пузыря.

Конституциональной теорией называют такую концепцию, в которой предпринимаются попытки связать физическую конституцию человека (например, телосложение) и некие психологические характеристики (скажем, черты личности или душевное здоровье).

От Гиппократа до Галена

Люди не похожи друг на друга не только по внешности, но и по поведению, внутреннему миру. Возникло естественное стремление каким-то образом выделить наиболее характерные типы. Но что взять в качестве основания для такой типологии? Размышляя над этой проблемой, античные ученые ввели понятие темперамента. У каждого человека свой темп и ритм психических процессов. Например, один вялый, другой, наоборот, всегда активный, динамичный. Значит, у них разный темперамент.

Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – неслучайное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют разные стороны динамики психической жизни. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., понимал иод темпераментом пропорции четырех элементов, которые определяют течение физических и душевных болезней. Гиппократом выделено четыре типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Итак, Гиппократ различал четыре вида темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Сангвинику и холерику свойственны реакции, которые характеризуются легкой возбудимостью и быстрой сменой интересов – с ослабленного на весьма глубокий.

Флегматический и меланхолический темпераменты, напротив, характеризуются устойчивой, но замедленной возбудимостью. Интересы флегматика слабы, а меланхолика – интенсивны. Четыре типа темперамента символизируются четырьмя элементами: холерик – огонь – теплый и сухой, быстрый и сильный; сангвиник – воздух – теплый и влажный, быстрый и слабый; флегматик – вода – холодный и влажный, медленный и слабый; меланхолик – земля – холодный и сухой, медленный и сильный.

Согласно Гиппократу эти четыре типа реакции связаны с различными соматическими особенностями. Обладатель аномально возбудимого темперамента (сангвиник) реагирует быстро и оживленно на любое воздействие: он мгновенно "воспламеняется", но его возбуждение столь же скоро угасает. Он ведет беспокойную жизнь, любит крайности. Возникает картина избыточно жизнерадостной или возбудимой, склонной к спешке, беспокойной, устремленной к крайностям души. Противоположный полюс представлен флегматическим темпераментом, обладателя которого ничто не способно вывести из состояния умиротворенного покоя. Его реакции либо вообще никак не проявляются, либо бывают очень медленными и обладают длительным последействием.

Известно, что с древних времен делались неоднократные попытки свести многочисленные различия между человеческими индивидуальностями к определенным категориям. В то же время наблюдались усилия отойти от единообразия в характеристике свойств человека путем заострения определенных типических различий. Наиболее важной была классификация, предложенная Клавдием Галеном, греческим доктором, жившим во II в. н.э. Он также выделял четыре основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Идея, лежащая в основе такого деления, восходит к V в. до н.э., к описанному выше учению Гиппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли. В соответствии с этими элементами выделялись четыре субстанции: кровь, флегма, желтая и черная желчь. Идея Галена заключалась в том, что сообразно с изменениями этих четырех субстанций все люди могут быть разделены на четыре класса. Тот, у кого наличествует преобладание крови, принадлежит к типу сангвиников; преобладание флегмы относит к флегматическому типу; желтая желчь делает человека холериком, а черная – приводит к появлению меланхолического типа. Эти различия в темпераменте выдержали испытание временем, хотя потребовалось много веков, прежде чем они были заменены физиологической теорией. И. Кант пытался придать этой классификации и некоторые психологические черты. Разумеется, он при этом не опирался на эмпирическую информацию.

Холерик – носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Холерик – нестабильная личность, он обидчив, возбужден, несдержан. Это человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений. Он может быть иногда агрессивен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. У холерика, по мнению Канта, преобладает чувство того возвышенного, которое можно назвать великолепием. Собственно говоря, это только обманчивый блеск возвышенного и лишь яркая окраска, скрывающая внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ вещи или лица, быть может, плохое и пошлое, – окраска, своей внешностью вводящая в заблуждение и умиляющая. Подобно тому, как здание, на котором изображены как бы высеченные камни, холерик производит столь же благородное впечатление, как если бы оно действительно было сложено из таких камней, а прилепленные карнизы и пилястры создают видимость прочности, хотя они не имеют опоры и ничего не поддерживают, точно так же блистают и показные добродетели, мишура мудрости и приукрашенные заслуги.

Как считал Кант, холерик судит о собственном значении и значении своих дел и поступков по тому, как они бросаются в глаза. К внутреннему качеству и движущим причинам, содержащимся в самом предмете, он равнодушен, его не греет искренняя доброжелательность и не трогает уважение. Его поведение неестественно. Он должен уметь становиться на самые различные точки зрения, чтобы с позиции разных наблюдателей судить о своем положении: ведь ему важно не то, что он есть, а то, чем он кажется. Поэтому он должен хорошо знать, как его поведение действует на общепринятые вкусы и каковы впечатления, которые он создает о себе у других. Так как в этой хитрой внимательности он должен непременно оставаться хладнокровным и не давать ослепить себя любовью, состраданием и отзывчивостью, он не сможет избежать также и многих глупостей, которые совершает сангвиник, находящийся во власти непосредственных чувств, и многих неприятностей, которые испытывает тот же сангвиник.

В связи с этим холерик обычно кажется более рассудительным, чем он есть на самом деле. По мнению Канта, его благорасположение есть в сущности вежливость, проявляемое им уважение – церемония, его любовь – надуманная лесть. Он всегда полон самим собой, принимает ли он вид возлюбленного или друга (в действительности, он ни тот ни другой). Холерик старается блистать, следуя моде; но так как все в нем неестественно и деланно, он остается неуклюжим и неповоротливым. Он действует по принципам в гораздо большей мере, чем сангвиник, побуждаемый лишь случайными впечатлениями; но это принципы не добродетели, а чести; он лишен чувства красоты или достоинства поступков и считается лишь с мнением окружающих. Впрочем, так как поведение его, поскольку нс обращают внимания на то, чем оно вызвано, почти столь же общеполезно, как и сама добродетель, обыкновенная публика его столь же глубоко уважает, как и человека добродетельного.

Однако от более проницательных глаз холерик тщательно скрывается, потому что хорошо знает, что если раскроются тайные пружины его честолюбия, он потеряет всякое к себе уважение. Поэтому он весьма склонен притворяться, в религии лицемерен, в обращении льстив, в политических делах непостоянен. Он охотно раболепствует перед великими мира сего, дабы тем самым стать тираном по отношению к нижестоящим. Наивность, эта благородная или прекрасная простота, носящая на себе печать природы, а не искусства, совершенно чужда ему. Когда его вкус портится, ложный блеск его становится кричащим, т.е. отвратительно ярким. Тогда и в стиле его, и в наряде все утрированно – своего рода гримасы, представляющие собой по отношению к великолепному то же, что причудливое или чудаческое по отношению к серьезно-возвышенному. В случае оскорбления он прибегает к дуэли или судебному процессу, а в гражданских делах ссылается на предков, привилегии и чины. Покуда он только тщеславен, т.е. честолюбив, и старается попадаться на глаза, он еще терпим, но если он чванлив, не имея решительно никаких достоинств и талантов, то является тем, кем меньше всего хотел бы прослыть, т.е. глупцом.

Холерик может быть неплохим политиком, если бы не его пресловутая импульсивность. В период хорошего настроения он – великолепный оратор, способный управлять толпой. Но уже через некоторое время – резкий скачок настроения, и горячий борец за идею уже готов отказаться от своих слов, произнесенных минуту назад. Такой же нестабильностью вкусов и пристрастий отличаются избиратели-холерики. Человек такого типа может пойти на выборы с твердым убеждением проголосовать за какого-то кандидата, а крестик в бюллетене поставит возле фамилии другого человека. Так может случиться потому, что в самый последний момент холерик услышал от кого-то (совершенно неважно от кого) нелестные слова, сказанные по адресу кандидата. Эмоции мгновенно захлестывают холерика. Он не считает нужным проверить информацию, поразмышлять над ней. Все меняется мод влиянием настроения.

Литературный пример холерика – старый князь Болконский из "Войны и мира" Л. Н. Толстого. Исторические личности холерического типа – А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Людвиг ван Бетховен. Положительные стороны холерика - активность, страстность, энергия; отрицательные – несдержанность, резкость, склонность к эмоциональным взрывам.

Сангвиник – носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Это человек живой, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Сангвиник – стабильная личность, направленная к внешнему миру, он общителен, порой излишне болтлив, часто беззаботный, любит лидерство, дружелюбен, имеет широкий круг друзей, оптимистичен. Люди такого склада могут быть хорошими политиками. Они способны заразить своим оптимизмом и яркой образной речью многих. Сангвиники могут легко увлечь народ, массы. Именно от политика – носителя такого темперамента можно ожидать стабильности. Он не склонен менять свое мнение, всегда стремится выполнять данное обещание и вовсе не из принципа, а потому что не склонен кривить душой. Он всегда говорит то, что чувствует, поэтому умеет отстаивать свои мысли и чувства, как никто другой. В то же время сангвиник не станет использовать агрессивные формы убеждения. Его главное оружие – безмерное обаяние оптимистичного и уверенного в себе человека.

У человека сангвинического склада души, как показывает Кант, преобладает чувство прекрасного, поэтому его радости полны веселья и жизни. Если сангвиник не весел, то он уже в дурном настроении, а пребывание в тиши ему мало знакомо. Разнообразие прекрасно, и он любит перемены, ищет радости в себе и вокруг себя и веселит других. Сангвиник - хороший собеседник. У него много моральной симпатии. Радость других доставляет ему удовольствие, а их страдание делает его мягкосердечным. Нравственное чувство сангвиника прекрасно, но лишено принципов и всегда зависит непосредственно от данного впечатления, производимого на него окружающими предметами. Он всем людям друг или, что то же самое, в сущности, никому не друг, хотя добросердечен и доброжелателен. Сангвиник, по мнению Канта, не притворяется. Сегодня он покорит вас своей любезностью и хорошими манерами, завтра, если вы больны или вас постигло несчастье, он будет вам искренне и непритворно сочувствовать, пока обстоятельства не переменятся.

И. Кант считает, что сангвиник никогда не должен быть судьей. Законы человеку с таким темпераментом кажутся слишком строгими, и он дает подкупить себя слезами. Из сангвиника не получится и святой. Он никогда не бывает по-настоящему добрым или по-настоящему злым. Он часто предается беспутству и бывает безнравствен, впрочем, больше из услужливости, чем но склонности. Сангвиник щедр и благосклонен к благотворительности, но забывает о своих долгах. Он довольно восприимчив к добру, но мало – к справедливости. Никто не имеет такого хорошего мнения о собственном сердце, как он. И хотя вы и не очень уважаете его, все же не можете его не любить. Если его характер портится, он становится пошлым, мелочным и ребячливым. Если с возрастом не убавится его живость и не прибавится рассудительность, то ему грозит опасность сделаться старым фатом.

Если сангвиник участвует в избирательной компании, то он ни за что не пропустит выборы. Более того, он придет на участок с уже продуманным решением. Эти люди всегда нацелены на общение с людьми, поэтому они чаще всего голосуют за самого известного политика, который заведомо имеет высокий рейтинг. В то же время сангвиники свято верят в то, что именно их голос окажется решающим.

Литературные герои-сангвиники – Стива Облонский из "Анны Карениной" Л. Н. Толстого, выдающиеся личности – М. Ю. Лермонтов, В. А. Моцарт, Наполеон.

Отрицательные черты сангвиников – легкомыслие, недостаточные глубина и устойчивость чувств.

Меланхолик – носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Это человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Меланхолик – нестабильная личность, он тревожен, пессимистичен, весьма сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри. Обычно представитель данного типа – интеллектуальный, склонный к рефлексии человек. В стрессовой ситуации он обнаруживает тревогу, впадает в депрессию. В меланхолике нет больше ни спонтанного желания счастья, ни даже властного инстинкта самосохранения. По мнению Канта, "превратности судьбы и неизбывная тоска совершенно отняли у него вкус к жизни"[1]. Известный кантовед Э. Ю. Соловьев задавался вопросом: не является ли подобная апатия расплатой за стремление к счастью как безусловной и высшей цели? Нс есть ли наша жизнь со всеми ее желаниями лишь поприще для решения какой-то "сверхзадачи"?[2] Поскольку такая задача налицо, "сохранять свою жизнь есть долг", поскольку ее нет – нет больше ни долга, ни даже (как мы вдруг обнаруживаем) желания влачить дальше свое существование.

По мнению немецкого философа, меланхолик мало заботится о том, каково суждение других, что они считают хорошим или истинным. Такой человек опирается при этом только на свое собственное разумение. Поскольку побудительные мотивы принимают у него характер принципов, нелегко внушить ему новые мысли. Его постоянство иногда превращается в упрямство. На перемену в модах меланхолик смотрит с равнодушием, а на их блеск – с презрением. Дружба меланхолика возвышенна и потому соответствует его чувству. Сам он может, конечно, потерять непостоянного друга, но последний не так легко потеряет его. Даже память об угасшей дружбе для меланхолика все еще священна. Красноречие прекрасно, молчание, исполненное мыслей, возвышенно. Меланхолик хорошо хранит свои и чужие тайны. Правдивость возвышенна – и он ненавидит ложь и притворство. У меланхолика глубокое чувство человеческого достоинства. "Он знает себе цену и считает человека существом, заслуживающим уважения. Никакой подлой покорности он не терпит, и его благородство дышит свободой. Все цепи – от позолоченных, которые носят при дворе, до тяжелых железных цепей рабов на галерах – внушают ему отвращение. Он строгий судья себе и другим, и нередко он недоволен как самим собой, так и миром"[3].

Если этот характер портится, то серьезность переходит в мрачность, благоговение – в экзальтацию, любовь к свободе – в восторженность. Оскорбление и несправедливость воспламеняют в меланхолике жажду мести. В таком случае его следует, как предупреждает Кант, остерегаться. Он пренебрегает опасностью и презирает смерть. Если чувство его извращено и ум его недостаточно ясен, он впадает в причуды – наущения, видения, искушения. Меланхолика посещают вещие сны, предчувствия, знамения. Ему грозит опасность превратиться в фантазера и стать чудаком.

Меланхолики-политики встречаются крайне редко. Для того чтобы оказаться на политическом поприще, им не хватает ни силы характера, ни воли к власти, ни эмоционального подъема. Меланхолики весьма захвачены своим внутренним миром, поэтому им трудно вживаться в "мелочи" политической жизни. Избиратели данного типа редко ходят на выборы. Часто меланхолики бывают прирожденными пессимистами. Они абсолютно убеждены в том, что от них лично ничего не зависит, а значит, предпринимать какие-то усилия не стоит.

Литературные персонажи данного типа – княжна Мери из "Войны и мира". Исторические личности – Н. В. Гоголь, П. И. Чайковский. Положительные черты – глубина и устойчивость чувств; отрицательные – излишняя замкнутость и застенчивость, склонность к погружению в собственные переживания.

Флегматик – носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Обычно это медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Меланхолик – стабильная личность. Он медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив. Такой человек почти всегда мирный, сдержанный, надежный, спокойный в общении с другими людьми. Он способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

У флегматика, по мнению Канта, никакие компоненты возвышенного или прекрасного обычно не встречаются в особенно заметной степени, поэтому данный душевный склад и не стал предметом особых рассуждений. Человек спокойный и преисполненный корыстолюбивых устремлений вообще не имеет, так сказать, органов для восприятия благородных черт в стихотворении или добродетели героя. Даже если душевный склад таких людей не совсем лишен более тонкого гармонического чувства, то степень его восприимчивости все же весьма различна. Мы видим: то, что один считает благородным и благопристойным, другому кажется хотя и незначительным, но причудливым.

Флегматики, как правило, хорошие политики, но в то же время их отличает консерватизм. Их тугодумие, неповоротливость, косность, отвращение к новому часто не позволяют им сделать удачную политическую карьеру. Флегматик редко бывает лидером партии. В то же время он незаменимый исполнитель. Нет оснований ждать от флегматика неожиданных решений, определенной предприимчивости. Избиратели-флегматики голосуют обычно за того кандидата, который внушает им наибольшее доверие. Но для этого кандидат должен быть сам похожим на флегматика. Люди данного темперамента выбирают своего кандидата, они нс опираются на собственный выбор, а доверяют мнению значимого для них человека (начальника, известного лидера или олигарха). При этом изменить политическую ориентацию флегматика практически невозможно.

Литературные примеры флегматика – князь Безухов из "Войны и мира"; исторические личности – И. А. Крылов, М. И. Кутузов.

Отрицательные стороны флегматиков – вялость, инертность, часто безразличие. Г. Олпорт подчеркивал, что темперамент и личность часто смешивают. Однако есть ясное основание для различения их в обычном употреблении. Темперамент соотносится с диспозициями, тесно связанными с биологическими или физиологическими детерминантами и соответственно мало меняется с развитием. Здесь роль наследственности больше, чем в отношении других аспектов личности. Темперамент, наряду с умственными способностями и конституцией, – тот сырой материал, из которого выстраивается личность.

От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм психической деятельности, интенсивность психических свойств (сила эмоций, активность воли и т.д.), направленность психической деятельности (внутрь – интроверсия или наружу – экстраверсия).

Основные свойства темперамента:

Сенситивность, характеризующая силу раздражителя, необходимую для возникновения психической реакции, и скорость ее возникновения.

Реактивность – степень непроизвольности реакции на раздражители одинаковой силы для разных людей.

Активность – энергичность воздействия на внешний мир при достижении цели (целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность).

Соотношение реактивности и активности (уравновешенность и неуравновешенность).

Темп реакции – скорость протекания психических реакций и процессов, которая проявляется в движениях, речи, находчивости, быстроте ума и сообразительности, скорости запоминания и т.д.

Пластичность – ригидность, определяющая легкость и гибкость (инертность и косность) приспособления к внешним воздействиям.

Эмоциональная возбудимость, характеризующаяся быстротой и легкостью возникновения и развертывания эмоциональных процессов.

Экстраверсия – интроверсия: характеризует зависимость реакций и деятельности от внешних впечатлений в настоящем или образов прошлого и будущего.