Конституционализм как идейно-политическая основа политической системы

Жизнеспособность и эффективное функционирование политической системы предполагают определенный комплекс принципов ее формирования, институционализации, жизнеспособности и функционирования, а также правила игры между ее ключевыми составляющими. Различают правила, призванные регулировать пути, способы и методы, с помощью которых действуют институты политической системы, и субъекты политических отношений.

Эти правила определяются основополагающим документом – конституцией. В рассматриваемом здесь контексте необходимо различать понятия "конституция" и "конституционализм". Конституция является документом, в котором зафиксированы основополагающие политико-правовые принципы и нормы организации и функционирования властной системы в государстве. Конституционализм же представляет собой философско-мировоззренческие, парадигмальные принципы и установки, в совокупности составляющие идейно-политическую основу конституционного устройства и современной политической системы.

Конституционализм, или идеи конституционного государственного устройства, прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции. Так, говоря о "конституции государства", Аристотель имел в виду его сущностное ОГЛАВЛЕНИЕ, или структуру. В аналогичном духе говорилось о "конституции человека". В таком широком смысле любое государство имеет свою "конституцию". У древних греков конституция (politea) означала форму правления, следовательно, считалось, что все шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели конституции.

История все же отдала предпочтение иному пониманию конституции и конституционализма. Здесь уместно отметить и следующий момент. Великая хартия вольностей, принятая еще в 1215 г. и входящая в число действующих конституционных актов Великобритании, является писаным документом. Такие парламентские акты, как законы о реформах 1832, 1867 и 1884 гг., которые расширили право голоса граждан Великобритании, представляют собой писаные статуты и равнозначны по своей значимости конституционным положениям.

Конституционализм включает принципы организации, правила, нормы, регулирующие деятельность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о конституционном режиме, то имеют в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по усмотрению власть имущих. Под конституционализмом понимается также комплекс теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы.

С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности властителя. Именно в силу того, что суверен ставился выше закона, стала неизбежна революция, призванная подчинить его закону и учредить законодательные собрания, в той или иной форме и степени представляющие волю народа. Отсюда появление писаной конституции сначала в США в 1787 г. – в результате Войны за независимость против Британской империи, а затем на европейском континенте – в ходе Великой французской революции 1789 г. и особенно революций 1848 г.

Главный смысл конституционализма – разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Заслугу отцов-основатслсй американской конституции лорд Дж. Эктон видел в том, что им удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть этой проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления и в то же время ограничить эти полномочия, для того чтобы исключить незаконное ущемление государством гражданских свобод.

Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти, фиксируя, какие органы или ветви осуществляют соответственно законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и др.

В этом пункте вопрос о конституционализме теснейшим образом связан с политической демократией и правовым государством. И это естественно, поскольку в наши дни конституционная система правления – это, по сути, демократическая форма правления. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, а также относительно того, как они связаны друг с другом и как сдерживают и ограничивают друг друга.

В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, а традицией и обычаем утверждаются их прерогативы и рамки. Например, английская конституция (большей частью неписаная) представляет собой, по сути, сумму властных полномочий, которыми, как считает палата общин, выступающая в качестве представителя народа, она владеет в рамках доктрины о полновластии парламента. Эта "сумма" меняется в зависимости от конкретного исторического периода.

Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть "краткой и туманной", отражает реальности эпохи, в которой конституции являются сводами правиле широкими потенциальными возможностями для толкований и, соответственно, злоупотреблений.

В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и др. Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимации государственного правового порядка.

Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами.

Любая конституция, заслуживающая этого названия, включает в себя следующие основополагающие положения: верховенство закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы.

Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции:

1) выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство;

2) фиксацию определенной формы правления;

3) предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.

В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политической власти, призванную нс допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В таком контексте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-этические правила и нормы, системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).

Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив высших органов власти и фиксированные процедуры, по которым они действуют.