Лекция 2. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ (1787-1855)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать эволюцию творчества Батюшкова и его творческие принципы; жанровую систему лирики Батюшкова; ОГЛАВЛЕНИЕ и значение "Речи о влиянии легкой поэзии на язык";

уметь определять и характеризовать жанры дружеского послания, исторической элегии, "антологической пьесы"; находить черты литературной полемики в произведении;

владеть навыками анализа дружеского послания, исторической элегии, "антологической пьесы"; методиками анализа индивидуального авторского стиля.

Ю. И. Айхенвальд свой очерк о К. Н. Батюшкове начал следующим образом: "Для русской литературы Батюшков умер почти па тридцать пять лет раньше своей физической смерти: в 1821 г. он стал обнаруживать признаки душевного недуга, который все возрастал и наконец перешел в беспросветное безумие. “Последний луч таланта перед кончиной” сохранило его стихотворение, записанное под диктовку в этом роковом году:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Представление о жизни как о "долине слез" выразил поэт, которого современники называли "певцом сладострастия". В четыре трагических глагола ("страдал, рыдал, терпел, исчез") вместил весь жизненный путь человека поэт, который воспевал наслаждение, страсть, радовался молодости, поэт, которого называли "рапсодом земных пиров и любовной неги".

Долгое время Батюшкова (как и Жуковского) воспринимали прежде всего как предшественников Пушкина. В. Г. Белинский о стихотворениях Батюшкова писал: "Это еще не пушкинские стихи, но после них уже надо было ожидать не других каких- нибудь, а пушкинских..." О. Мандельштам называл Батюшкова "записной книжкой нерожденного Пушкина". Между тем роль обоих поэтов была вполне самостоятельна. А. С. Пушкин на полях "Опытов в стихах и прозе", единственном прижизненном сборнике стихотворений Батюшкова, сделал такую запись: "Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков!" Однако он же говорил и о роковой незавершенности судьбы Батюшкова: "Уважим в нем несчастия и несозревшие надежды".

"Речь о влиянии легкой поэзии на язык"

К. Н. Батюшков пришел в литературу, когда формировалось новое понимание поэзии, ее назначения, а следовательно, изменялось само представление о том, кого можно называть поэтом. Сейчас слова "поэзия" и "лирика" воспринимаются как синонимы. В эпоху Батюшкова венцом поэзии была героическая поэма, словом "лирика" обозначали оду. В системе жанров лирическому роду противопоставлялся элегический. Те стихотворения, от которых происходит современная лирика, назывались "мелкими", "безделками". Батюшкову предстояло доказать, что в "легкой" литературе на самом деле сложно достичь совершенства, потому что "этот род сочинений весьма труден" (из письма Батюшкова Н. Гнедичу), и в первую очередь из-за того, что сам язык не сформирован, не приспособлен для выражения интимных чувств. Как писал Батюшков, русский язык "грубенек, пахнет татарщиной". Преодоление сопротивления языка – программная установка поэта. Этому была посвящена его "“Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, читанная при вступлении в “Общество любителей российской словесности” в Москве 17 июля 1816 года". В своей речи Батюшков говорит о том, что должны развиваться разные литературные жанры, так как "в словесности все роды приносят пользу языку и образованности": изменяется общество, оно становится просвещеннее, а потому возникает потребность в новом языке. Поэт убежден, что "великие произведения муз имеют влияние на язык новый и необработанный", что они "делаются достоянием всего человечества". Батюшков считает, что поэт "пробуждает" язык народа, дает ему "красноречие и стихотворство", и доказывает эту мысль, обращаясь к творчеству М. В. Ломоносова, которого сравнивает с Петром Великим: "Он то же учинил на трудном поприще словесности, что Петр Великий на поприще гражданском".

Основной тезис "Речи о влиянии легкой поэзии на язык" – "главные достоинства стихотворного слога суть: движение, сила, ясность". Прежде всего это относится к "легкой" поэзии. Как говорит Батюшков, "в легком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях; он тотчас делается строгим судьею, ибо внимание его ничем сильно не развлекается. Красивость в слоге здесь нужна необходимо и ничем замениться не может".

В своей творческой практике поэт учитывал этот фактор, а потому тщательно отделывал свои стихотворения. Известны просьбы Батюшкова к помогавшему ему при издании "Опытов в стихах и прозе" Гнедичу уничтожать те стихи, которые кажутся последнему несовершенными.