Конспектирование

Конспектирование — это особая организация изучаемого текста, новый жанр его предъявления, получаемый после переработки информации. Говори простым языком, конспект — это то, во что превращается авторский тексту студента в тетради. Конспект — это основное пособие для учащегося при подготовке к семинарам, зачётам, экзаменам, при подготовке реферативной, курсовой, дипломной работы.

Конспект нужен для того, чтобы:

— научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

— выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

— создать модель проблемы (понятийную или структурную);

— упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

— накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

Конспект подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приёмы; отражает отношение составителя к материалу; может использоваться не только составителем, но и другим читателем.

В конспекте важно отразить: о чём говорится, что утверждается, как доказывается. При составлении конспекта нужно остерегаться многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб логике.

Важным шагом в конспектировании является выделение главных мыслей для конспектирующего. Понятия "главная мысль", "идея", "тезис" определяются задачей конспектирования. Ей может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами.

В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии., выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак Р. £, означающий послесловие, т. е. "написанное после", "приписанное" и т. д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых информация отражается не словесным, а условным символическим способом.

Сокращению конспекта, свёртыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т. е. сокращённых слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков (например, вместо слова "равенство" использовать знак = ).

Информативность конспекта можно увеличить за счёт цвета — синего, красного, зелёного и др.; за счёт введении различных цифр и порядковых номеров — римские и арабские цифры, буквы.

В конспект можно вводить данные из других источников: дли сравнения, обобщения, доказательства и т. д. Особое место в конспекте занимают "Я-суждения" — это введение в текст своих оценок, отношений, согласий и несогласий, которое иногда выражается словами, иногда знаками.

В конспекте следует оставлять поли или свободные строки дли примечаний; применять цветовую окраску, красным цветом выделить самые важные места конспекта; располагать сведения не подряд, а столбцом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими.

В процессе конспектирования идёт большая работа со словом. Проводится отбор самых необходимых, опорных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы. Здравый смысл, задачи конспектирования и интуиция читателя помогают сделать этот выбор. Непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарём и справочником, что расширяет словарный запас студента, обогащает его новыми знаниями. К конспекту можно сделать словарик или внести прямо в конспект определения, пометив источник информации.

Критерии хорошего конспекта

Самым главным критерием хорошего конспекта является продолжительность его "жизни", его многоразовая востребованность. Опыт показывает, что конспекты служат не менее полезную службу, чем сами книги или лекции. Они напомнят, подскажут, научат тому, что ещё предстоит.

Конспектировать можно ради любопытства к конкретному знанию, для сдачи экзаменов и зачётов, для будущей профессионала ной деятельности, для написания реферата или научного отчёта, для дипломной работы, диссертации, статьи, книги...

Качество конспекта зависит от цели его составления, от назначения. В зависимости от целей конспектирования выделяются следующие критерии:

— краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);

— ясная, чёткая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание, схватывание общей логики и т. д.;

— научная корректность;

— оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, Я-суждений, своих символов и знаков и т. д.);

— адресность (чёткое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений).