Консерватизм как хозяйственная идеология

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) как идеология зародился на рубеже XVIII–XIX вв. как реакция на драматические события Великой французской буржуазной революции, а также на крайности либеральной и социалистической идеологии. В основании идеологии консерватизма лежат идеи и труды Э. Берка, К. Меттерниха и других социальных мыслителей и политических деятелей Западной Европы, утверждавших традиционные ценности, стабильность и порядок в противоположность как идеям личной свободы, так и социальной справедливости.

Ставя во главу угла сохранение традиционных ценностей и институтов, консерватизм как хозяйственная идеология основывается на следующих базовых принципах:

незыблемость освященных традицией отношений собственности, в том числе и неравенства и социальной иерархии;

• действия на основе представлений о долге и осознания "национальных интересов", сопричастности обществу и государству как целому, имеющему высшие нравственные и духовные санкции, часто в виде ценностей религии и национальных социокультурных символов;

• солидарность на основе корпоративной принадлежности и патернализма;

• сильное государство как олицетворение общих интересов и активный проводник общих целей, в том числе политики протекционизма в отношении национального капитала;

• ориентация на сохранение и поддержание традиционных институтов семьи, собственности, нравственности и ответственности, долга и дисциплины.

Консерватизм как идеология не тождественен традиционализму как безоговорочной ориентации на сохранение и воспроизводство традиций в современной жизни, поскольку он признает эволюционные изменения в экономическом порядке, ориентированные на реализацию представлений о должном устроении хозяйственной жизни. В качестве примера гибкости экономической политики, опирающейся на консервативные (неоконсервативные) ценности, можно привести политику Р. Рейгана в США в 80-х гг. XX в. Ее основой послужили традиционные для США ценности индивидуальной экономической свободы, частного предпринимательства, невмешательства государства в дела гражданского общества, поэтому сдерживание инфляции и роста безработицы достигались за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы, снижения ставок подоходного налога и налогов на прибыль, сокращения государственного регулирования частного предпринимательства.

Еще одним ярким примером консервативной (неоконсервативной) экономической политики является тэтчеризм – политика премьер-министра Великобритании, лидера консерваторов М. Тэтчер, проводимая с 1979 по 1990 г. и включавшая целый ряд мер, направленных на "возрождение величия" Великобритании. Для этого были предприняты приватизация ранее национализированных предприятий и целых отраслей экономики, в том числе приватизация в сфере образования и медицины, сокращение социальных программ, жесткий монетаризм и т.д. Политика М. Тэтчер вызвала весьма разнородную реакцию в обществе – от восхищения и благодарности за активизацию частной инициативы, возрождение ценностей личной свободы и ответственности до безоговорочного осуждения за ее "антигуманный" характер.

Консервативные идеологи, в отличие от жестких традиционалистов, не отрицают необходимость модернизации и постмодернизации экономики, однако они стремятся обосновать собственные программы, опирающиеся на духовные и нравственные ценности, религию и церковь, корпоративную солидарность и т.д. Примером являются идеологемы "исламского пути" и "буддийского пути" в экономике, предложенные в середине XX в. в качестве альтернативных вестернизации, самобытных путей модернизации (подробнее см. гл. 11). Для России в периоды интенсивных социально-экономических трансформаций во второй половине XIX в., в начале XX в., а также в начале 90-х гг. XX в. предлагались различные варианты "русского пути" в развитии экономики, основывающегося на солидарности и коллективизме (общинном или социалистическом), приоритете духовных ценностей перед материальными, трудовой природе собственности и т.д.

Описанные здесь "идеальные типы" трех основных идеологических систем крайне редко встречаются в чистом виде. В программах реальных политических сил и в сознании различных социальных групп они представлены сочетанием разных элементов.