Консервативное направление политико-правовой идеологии в США в XVIII веке

Победа в войне с Англией (1783 г.) существенно активизировала консервативную традицию в развитии политико-правовой идеологии США, а "конституционная революция 1787 г." закрепила ее в качестве доминирующего направления. Идейные истоки американского консерватизма наиболее полно изложены в работах федералистов – Дж. Мэдисона, А. Гамильтона, Дж. Адамса, опубликованных в газете "Федералист пейперс" и давших название этому политическому течению.

"Отцы-основатели" американского государства не доверяли избирателям и боялись взрыва "народных страстей". А. Гамильтон в связи с этим утверждал: "Говорят, что голос народа – это глас божий, но, хотя это изречение многими цитируется и принимается на веру, на самом деле это неверно. Народ обладает буйным нравом и непостоянством, он редко способен судить и решать правильно"[1].

Исходя из этого, "отцы-основатели" Конституции США хотя и опирались на идеи общественного договора и естественного права, однако интерпретировали их так, что не допускали на практике реализации принципа верховенства граждан над правительством, прямого контроля за ним и непосредственного участия населения в принятии решений на основе принципа большинства.

Политико-правовое учение Джеймса Мэдисона

Дж. Мэдисон (1751 – 1836) – четвертый президент США (1809–1817 гг.), государственный секретарь в администрации президента Т. Джефферсона (1801–1809 гг.), по праву считается "отцом и философом американской конституции". Его идеи легли в основу американской политической теории, на которой формировалась идеология американского конституционализма, ставшая впоследствии одним из источников конституционного права США.

Политико-правовая доктрина Мэдисона не носила умозрительный характер, а была прагматически ориентированной. Он ставил вопрос: "Каким образом можно создать государство, способное обуздать природный эгоизм и предрассудки людей, предотвратить социальные конфликты и антагонизмы, не превращаясь при этом в тирана?".

Теоретически важное предположение, на котором основана доктрина конституционной демократии Мэдисона, базируется на тезисе: "Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства. Если бы людьми управляли ангелы, то не было бы необходимости ни во внутреннем, ни во внешнем контроле над правительством. Основная трудность при выработке формы правления, в условиях которой одни люди должны управлять, а другие быть управляемыми, состоит в следующем: первым делом необходимо дать возможность правительству осу

ществлять руководство, и лишь затем обязать его установить контроль над собой"[2].

Следуя данному предположению, Мэдисон создал теорию конституционного государства, в которой акцент сделан на поиске такой системы институтов государственной власти, которая гарантирует политическую стабильность и эффективно согласовывает разнородные интересы социальных групп. Теория конституционной демократии основывалась на доктрине естественного права и концепции социального плюрализма Мэдисона, или теории фракций (факций).

Причиной возникновения государства и права является конфликт, источниками которого выступают:

естественное неравенство, т.е. неравенство способностей, обусловленное природой человека;

• различие интересов социальных групп (факций), связанное с неравномерным распределением богатства в обществе.

Будучи прагматиком, Мэдисон не идеализировал природу человека, полагая, что именно она является непосредственным источником конфликтов в обществе: "До тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он волен пользоваться им, различия во мнениях неизбежны. Причины, порождающие конфликты, заложены, таким образом, в природе человека, а следовательно, не могут быть уничтожены. Поэтому единственное решение, к которому следует стремиться – найти способ контролировать последствия конфликтов"[3].

Наряду с конфликтом страстей и влечений причиной возникновения государства и права является конфликт интересов. "Самым распространенным и долго живущим источником конфликтов, – по мнению Мэдисона, – всегда было различное и неравномерное распределение собственности... земельный интерес, мануфактурный интерес, торговый интерес, множество других интересов – возникают на основе потребностей, имеющихся у представителей цивилизованных наций, и разделяют последние на различные классы"[4].

Таким образом, общество оказывается расколотым на "факции", т.е. группы граждан, объединяемых и побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения. Для согласования различных интересов факций (штатов, групп населения) и контроля за последствиями их столкновения создаются государство и право.

Учение о формах правления Дж. Мэдисона. Важным элементом политической доктрины Мэдисона был поиск такой формы государства, которая предотвратила бы "тиранию большинства". Главная опасность для государства состоит в том, что фракция большинства, находясь у власти, будет подавлять интересы меньшинства. Поэтому необходимо "лишить большинство, имеющее общую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы" и гарантировать права меньшинства. Для Мэдисона институциональным решением проблемы конфликтов является федеративная республика, в которой ни один "интерес" не был бы в состоянии подчинить абсолютное большинство населения. Федеративная республика представляет собой форму компромисса между абстрактным идеалом правления большинства (демократии) и практическими интересами обеспечения прав меньшинства, поскольку она:

• основана на представительном правлении, где возможно представительство интересов различных фракций на основе свободных выборов;

• предполагает большую территорию с большим числом граждан, что должно предотвратить складывание фракции большинства в парламенте путем интриг и подкупа голосов избирателей, а также минимизировать на большой территории столкновение противоположных интересов.

По мнению Мэдисона, ошибочно полагать, что государство выступает в роли незаинтересованного посредника в конфликтах между различными фракциями общества. Люди, стоящие у руля государственного управления, сами являются участниками этих конфликтов. По этой причине "тщетно уповать на то, что просвещенные государственные деятели смогут согласовывать сталкивающиеся интересы и подчинять их общественному благу"[5].

Возникает не менее значимая проблема: как избежать превращения государства в доминирующую в обществе силу – носителя тиранического интереса? Гарантиями против постепенной концентрации всей полноты власти в каком-либо органе государства, по мнению Мэдисона, являются:

• контроль населения за политическим руководством посредством его периодического переизбрания, но не прямого, а косвенного – через коллегию выборщиков;

• принцип разделения властей, который предполагает равенство всех ветвей;

• механизм "сдержек и противовесов" (контроля и баланса), представляющий собой конституционно закрепленные средства контроля за соблюдением баланса ветвей власти, в котором "амбициям должны быть противопоставлены амбиции". Так, конгресс США может отрешить президента от должности посредством процедуры импичмента. В свою очередь президент обладает правом отлагательного вето на законы конгресса. Верховный суд США может отменить закон, принятый конгрессом и подписанный президентом.

Политико-правовая доктрина Александра Гамильтона

А. Гамильтон (1757–1804) был идейным лидером американских консерваторов, министром финансов в правительстве Дж. Вашингтона. Он основал партию федералистов, отражавшую интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов. Главной целью федералистов было создание централизованной федерации с сильным правительством, способным обеспечить политическую стабильность и предотвратить выступления народных масс. Их противники – партия республиканцев (антифедералистов) во главе с Т. Джефферсоном – напротив, выступали за сохранение конфедерации (1781 г.) и выражали интересы малоимущих и неимущих слоев: фермеров, торговцев, мелких предпринимателей, наемных работников, опасавшихся диктата федерального правительства.

На формирование политико-правовой доктрины Гамильтона заметное влияние оказали теории Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье, которые идеализировали конституционное устройство английской монархии. Однако под воздействием Освободительной войны за независимость политическая позиция Гамильтона эволюционировала от конституционной монархии к республиканскому правлению.

Природу политики, государства и права Гамильтон объясняет элитологически– естественным неравенством людей, разделяя общество на "низших" – бедных, непросвещенных и не способных управлять делами общества, и "высших" – знатных, богатых и просвещенных. По своей природе "высшие" (знатные) наделены способностями к управлению государством, и потому лишь они в состоянии гарантировать политическую стабильность и препятствовать внутренним раздорам.

Потребность в государстве и праве вызвана необходимостью обуздать природную порочность народа, его дурные свойства и склонности, среди которых Гамильтон отмечал животный эгоизм, неуемную жадность и честолюбие. Заставить народ, который, по определению мыслителя, всего лишь "огромный зверь", подчиняться велениям разума и справедливости, сотрудничать во имя общего блага может только государство.

Государство трактовалось как общественный договор между управляющими и управляемыми, заключенный с целью обеспечения общего блага и защиты частной собственности. Политическая стабильность, отсутствие внутренних конфликтов можно гарантировать при условии недопущения прямого участия народа в управлении, непосредственного влияния на принятие политических решений. Прямое влияние народа на правительство ведет к ослаблению государства, поскольку народ подвержен заблуждениям, предрассудкам, страстям и редко способен правильно решать что-либо. По этой причине под давлением Гамильтона делегаты Конституционного конвента не включили в текст Конституции Билль о правах.

Наилучшей формой правления, способной обуздать дурные склонности людей и обеспечить торжество справедливости и общий интерес, является президентская республика. В конституционной модели Гамильтона президентская власть занимает особое положение:

• по компетенции и объему полномочий президент обладает неограниченной юрисдикцией и ничем не отличается от конституционного монарха;

• президент избирается пожизненно;

• президент – не только глава исполнительной власти, перед которым несут ответственность министры, но он вправе осуществлять контроль за парламентом, который под давлениям избирателей может принять "произвольные решения";

• парламент состоит из двух палат, его верхняя палата – Сенат – по английскому образцу сдерживает радикализм нижней палаты.

Механизм президентской республики основан на принципе разделения властей, в котором Гамильтон акцентировал внимание на необходимости взаимодействия и сотрудничества органов государства. Необходимость взаимодействия обусловлена тем, что каждая ветвь власти обладает, по его словам, лишь одним из властных ресурсов: исполнительная власть – мечом, парламент – кошельком, суд – мудростью.

Выборы в высшие органы власти, по мнению Гамильтона, должны быть непрямыми, с высоким имущественным цензом, чтобы исключить влияние на политический выбор непросвещенных и бедных слоев населения. Судьи должны назначаться пожизненно и быть независимыми.

Модель федеративного устройства конституируется Гамильтоном с акцентом на доминирование федерального правительства. Главы исполнительной власти в штатах – губернаторы – не избираются, а назначаются центральным правительством и обладают правом отлагательного вето на акты законодательных собраний штатов.

Теория "баланса и контроля" властей Джона Адамса

Дж. Адамс (1735–1826) был одним из видных теоретиков современного консерватизма, создавшим оригинальное учение о государстве, изложенное в трехтомной монографии "В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки" (1788 г.). Наряду с занятиями политической наукой Адамс был практиком: он был вторым президентом США, активным участником Войны за независимость, делегатом II Конституционного конгресса и Конституционного конвента (1787 г.).

Государство и право Адамс выводил из природной порочности человека. Все люди от рождения наделены дурными склонностями, предрассудками, эгоизмом, жадностью. Все эти проявления прирожденной испорченности души необходимо обуздать посредством принуждения людей к необходимости подчиняться велениям разума.

Наряду с естественным неравенством людей Адамс в качестве причины возникновения государства рассматривал социальное неравенство: наличие классов, социальных групп. По его мнению, общество неизбежно разделяется на класс управляющих (аристократов) и класс управляемых, которые учреждают общественный договор (государство) в целях реализации согласования разнородных интересов и обеспечения "правления законов, а не людей".

Будучи консерватором, он не допускал возможности осуществления правления большинства и прямого контроля граждан за правительством. Наиболее актуальная проблема государственного строительства, по мнению Адамса, состояла в достижении

политической стабильности, компромисса между конкурирующими интересами меньшинства, которое искало защиты от большинства. Чтобы обеспечить стабильную демократию, необходимо найти "золотую середину" между системой институтов, которые делали бы правительство подотчетным гражданскому обществу (право, конституция, баланс и контроль властей), и отсутствием у граждан возможности прямого контроля за принятием решений правительством.

Адамс создает учение о формах правления, которые отвечали бы этим требованиям. Опираясь на широкую эмпирическую базу, которая ведет свое начало с практики государственного устройства античности (Греции и Рима), он выделяет простые и смешанные формы правления по их склонности к деспотизму.

Недостатком простых форм – демократии, монархии, аристократии – является их предрасположенность к реализации "тиранического интереса" большинства (демократия), одного (монархия) и немногих (аристократия). По этой причине преодолеть односторонность позволяет умеренная, смешанная форма правления, сочетающая достоинства простых форм. В ней достигается баланс и контроль властей, что препятствует превращению государства в носителя тиранического интереса. В качестве смешанных форм правления Адамс рассматривал конституционную монархию и президентскую республику.

Однако заслуга Адамса как одного из основоположников политической науки в США состоит в том, что он теоретически обосновал механизм "сдержек и противовесов". В президентской республике сильная исполнительная власть (президент – монархическое начало) сдерживается и уравновешивается Конгрессом (представительная власть), где верхняя палата (Сенат) является олицетворением аристократического правления, а нижняя (Палата представителей) – демократического. Судебная власть независима и осуществляет контроль за исполнительной и законодательной ветвями власти. Таким образом, обособленные и независимые ветви государственной власти взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга, что обеспечивает сбалансированность публичной власти в целом.

Механизм "баланса и контроля" ветвей государственной власти оказался достаточно эффективным в США и обеспечивает политическую стабильность на протяжении уже более двухсот лет.

Адамс выступал за централизованную федерацию с сильным федеральным правительством. Механизм "сдержек и противовесов" распространялся и на политико-территориальную организацию власти. Те полномочия, которые штаты не в состоянии самостоятельно осуществлять, они делегируют федерации. Кроме того, федеральное правительство осуществляет общезначимые функции государства: оборону, безопасность, правопорядок, законотворчество и т.д.