Консалтинговая и аудиторская деятельность

Консультант (от лат. consultants – советующий) – это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению

■ менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 15 лет. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом. Только за 1993–1995 гг. объем услуг, проданных в отрасли управленческого консалтинга в мире, без учета России и США возрос с 25 до 40 млрд долл. В этой отрасли в мире занято примерно от 140 до 200 тыс. профессионалов.

В России в 1995 г. было зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500, включая примерно 400 специалистов, чего, по нашему мнению, совершенно недостаточно.

Однако начиная со второй половины 1998 г. рынок аудиторских консалтинговых услуг в России стал стремительно развиваться.

Уже в первом полугодии 2000 г. объем совокупной выручки этих услуг лишь на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКТ) составил 1169 млн руб., в первом полугодии 2001 г. – 1926 млн, а в первом полугодии 2002 г. достиг 2800 млн руб. За этот период несколько возрос удельный вес консалтинговых услуг (с 45 до 53%) и снизилась доля аудита (с 55 до 47%).

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", выручка 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) России в 2010 г. увеличилась всего на 5%, тогда как в 2008 г. этот показатель достиг 23%[1]. основной прирост обеспечили консалтинговые услуги: лидерами по динамике повышения оборотов стали фирмы, специализирующиеся на консалтинге, в том числе управленческом и финансовом.

В 2010 г. отмечался возросший спрос на консалтинговые услуги в сфере развития и маркетинговых исследований, стратегического и финансового планирования. По-прежнему актуален налоговый и юридический консалтинг.

О темпах роста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг свидетельствуют данные рис. 2.3.

Наиболее значительно в 2010 г. возросли доходы консалтинговых компаний при оказании услуг в области управления персоналом, притом что рынок консалтинговых услуг в целом успешно преодолевает последствия кризиса и локомотивом роста служит спрос

Рис. 2.3. Темпы роста выручки участников рейтинга по видам консалтинга за 2010 г.

в сфере информационных технологий[2]. Особенно стремительно за 2010 г. выросли и совокупные доходы компаний, оказывающих услуги в области управления персоналом, финансами и стратегией (темпы роста составили соответственно 30,23 и 22%) (см. рис. 2.3). Так, за 2010 г. общий объем реализации консалтинговых услуг в области управления персоналом составил 1,6 млрд руб. Наиболее востребованными оказались: оценка кадрового потенциала организации, разработка программ повышения производительности труда и персональной эффективности менеджеров. В основе этого спроса лежит потребность бизнеса совершенствовать консалтинговые процессы в условиях жесткого дефицита кадров и повышения уровня профессиональной зрелости менеджмента. В перспективе популярность консалтинга сохранится. Помимо постоянной проблемы оптимизации затрат и повышения производительности труда, спрос на услуги в сфере управления кадрами будет подогреваться и демографической ситуацией.

Рис. 2.4. Динамика роста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг

Еще более высоких показателей в 2010 г. достиг объем услуг в области финансового консалтинга – 6,5 млрд руб. (рис. 2.4) Наибольшим спросом здесь пользуются услуги по улучшению хозяйственной деятельности и управлению рисками. Стремление предприятий и организаций к сокращению издержек и повышению эффективности предпринимательской деятельности в условиях посткризисного развития привели к повышению спроса на внедрение и постановку систем финансового планирования и бюджетирования, систем контроля издержек, внутреннего контроля, а также аутсорсинг функций учета.

Наконец, заметный рост в 2010 г. наблюдался также в секторе стратегического консалтинга. Выручка за год здесь составила 2,6 млрд руб. Руководители предприятий и организаций все чаще прибегают к стратегическому ведению бизнеса. У них появляется потребность в переосмыслении стратегического курса и разработке формализованных документов, закрепляющих новый курс, новые стратегические услуги, миссию своей компании. Для привлечения инвестиций и роста доходов собственники нанимают консультантов, чтобы они помогли правильно скомпоновать бизнес, объединить активы в понятную структуру, которой можно управлять на основе целевых показателей, определяющих прозрачность и прибыльность.