Лекция 5. Конкуренция на рынке образовательных услуг

Реформирование системы образования привело к тому, что государство само стало способствовать развитию в сфере образования рыночной ситуации, конкуренции как на стороне производителей, так и на стороне потребителей образовательных услуг.

Понятие конкуренции юридически закреплено в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым она определяется как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров в данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю".

Конкуренция применительно к рынку образовательных услуг – соперничество между образовательными учреждениями, стремящимися к достижению одной и той же цели – подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, – за потребителей.

В связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, которая привела к резкому снижению количества абитуриентов, произошло усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. В 2010 г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн чел. (110,5% к уровню 2009 г.), о среднем (полном) общем образовании – 0,7 млн чел. (88,7%). Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. сократился на 134,2 тыс. чел. (на 10,1%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс. чел., или 15,0%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс. чел., или на 3,0%. Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней в 2010 г. составил 519,1 тыс. чел. и сократился по сравнению с 2009 г. на 40,7 тыс. чел., или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3% и составил 56,6% от общего числа поступивших абитуриентов.

Таким образом, демографический спад значительно снизил конкурентоспособность негосударственных вузов.

Конкурентами на рынке образовательных услуг могут выступать:

• государственные вузы;

• негосударственные вузы, оказывающие аналогичные образовательные услуги;

• организации и промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

• консалтинговые фирмы, организующие помимо консультационной деятельности учебные курсы.

Образовательные учреждения кроме образовательных услуг производят образовательные продукты, поэтому конкурентами могут выступать любые предприятия и организации, производящие аналогичные продукты.

В зависимости от типа потребителей и реализуемых образовательных услуг и продуктов можно выделить следующие типы конкурентов:

• прямые – предлагают аналогичные образовательные услуги тем же группам потребителей (например, государственные и негосударственные вузы предлагают одинаковые образовательные программы абитуриентам);

• товарные – предлагают одинаковые образовательные услуги разным потребителям (например, по одной и той же специальности осуществляется подготовка студентов очного и заочного отделений);

• косвенные – предлагают разные образовательные услуги одним и тем же потребителям (например, помимо основной образовательной программы студенты могут получить еще дополнительное образование);

• неявные – предлагают разные образовательные услуги разным потребителям (например, многие вузы осуществляют подготовку по различным образовательным программам, рассчитанным как на выпускников школ, так и на взрослую аудиторию).

Вузы осуществляют деятельность по подготовке специалистов на рынке, который характеризуется превышением предложения над спросом. Здесь условия диктуют потребители образовательных услуг, как индивидуальные, так и групповые (предприятия и организации).

Различают ценовые и неценовые методы конкуренции, при этом первые основаны на завоевании доли рынка за счет изменения цены на образовательные услуги, а вторые обусловлены отличительными особенностями предлагаемых услуг. К ним относится качество образования, форма обучения, технология обучения, присваиваемая квалификация, гарантия трудоустройства, а также предоставление дополнительных и сопутствующих услуг. (Например, помимо профессиональной подготовки окончить курсы по вождению автомобиля или параллельно получить второе высшее образование.) Из всего вышеперечисленного качество образования является основным компонентом неценовой конкуренции. Повышая качество своих услуг, вузы получают значительные преимущества перед конкурентами, что может служить основанием для назначения более высокой цены. Если же вуз удерживает цену своих услуг на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять лидирующее положение на рынке, увеличить число потребителей своих услуг и размер занимаемой рыночной доли.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции во всех сферах деятельности всегда была реклама. В настоящее время ее роль возросла многократно. С помощью рекламы вузы не только доносят до потребителей информацию о характере предоставляемых услуг, но и формируют доверие к своей образовательной деятельности.

Укрепить свои позиции в конкурентной среде можно не только при помощи ценовых и неценовых методов, но и с помощью имиджа образовательного учреждения. Имидж рассматривается как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций вуза, обеспечивающий его преимущества и способность к соперничеству.