Лекция 11. КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• факторы внешней среды, воздействующие на конкуренцию предпринимателей;

• основные направления изменения конкуренции при переходе к информационному обществу;

уметь

• определить роль инновационного фактора в конкурентной борьбе;

владеть

методом определения уровня воздействия инновационного фактора на конкуренцию.

Факторы внешней среды, воздействующие на конкуренцию предпринимателей

В современных условиях наблюдаются серьезные изменения в формах и методах конкуренции предпринимателей, обусловленные в первую очередь воздействием быстро изменяющейся внешней среды. К наиболее значимым по степени воздействия на конкурентоспособность как отдельных компаний, так и экономики в целом, внешним факторам относится глобализация мирового хозяйства, под которой понимается современная нам "...стадия интернационализации хозяйственной жизни, в рамках которой мировое хозяйство приобретает качественно новые, неизвестные ранее характеристики и особенности своего развития. В качестве таких характеристик выступают кардинально возросшая целостность мирового хозяйства и резко усилившаяся взаимозависимость экономик практически всех стран мира, вовлечение ранее закрытых стран в международные экономические отношения, тенденция пусть и не всегда последовательная, к экономической гомогенизации мира, формирование глобальных товарных и в особенности финансовых рынков".

Все эти процессы оказывают и мощное трансформационное воздействие на теорию конкуренции в целом, ведут к изменению форм и методов конкуренции, изменению самого понятия конкурентного преимущества, а также к изменению наиболее важных факторов, способных помочь предпринимателю одержать победу в конкурентной борьбе. Кроме того, к серьезным изменениям, произошедшим под воздействием процессов глобализации, и главным образом под воздействием усиления взаимозависимости экономик, можно отнести изменение подхода к повышению конкурентоспособности производителя, которая перестала основываться только на выигрыше во внешней торговле или в производительности и приобрела комплексный характер. Изменилась также главная цель оценки конкурентоспособности экономики в целом: от достижения возможности продать больше национальных товаров на внешнем рынке до оценки потенциала развития экономики и ее возможностей по повышению конкурентных преимуществ отдельных товаропроизводителей в наиболее перспективных сферах, возможностей создания и поддержания эффективной конкурентной среды.

Среди основных факторов, оказывающих воздействие на эволюцию международной конкуренции через влияние на процессы глобализации, можно выделить следующие.

1. Усиление экономической взаимозависимости между странами. В настоящее время остаться в стороне от мировой экономики грозит национальной экономике полной изоляцией и регрессом в развитии. Повышается степень открытости экономик подавляющего большинства стран мира; интенсифицируется влияние на национальные экономики процессов, происходящих в мировом экономическом пространстве, благодаря росту международной торговли и международного движения труда и капитала. Соответственно с точки зрения теории конкуренции это способствует интенсивному развитию теоретической базы за счет расширения перечня стран, доступных для сравнительного анализа, а также приводит и к ее качественному развитию, способствуя более глубокому анализу конкурентных преимуществ, которые, кроме того, значительно модифицируются при повышении степени открытости экономики.

2. Формирование нового качества разделения труда, увеличение в нем доли обмена готовой продукцией, новейших технологий, рост удельного веса внутриотраслевой торговли. Это новое качество разделения труда способствует образованию более широкого спектра национальных конкурентных стратегий, направленных на достижение конкурентных преимуществ более высокого порядка (особенно инновационных).

3. Усиление связей между национальными сегментами мирового финансового рынка и формирование все более интегрированного глобального финансового рынка приводит к большей значимости для национальной конкурентоспособности участия стран и отдельных компаний в мировых финансовых, инвестиционных потоках.

4. Информационная и телекоммуникационная революция создала возможности для постоянного взаимодействия находящихся в разных странах субъектов хозяйственной жизни, выдвинула на новый уровень значение информационного ресурса, а также расширила технические возможности по обработке и передаче информации. Она оказала одно из наиболее серьезных воздействий на развитие теории конкуренции как за счет появления нового вида конкурентных преимуществ – информационных, технологических, инновационных, так и расширив возможности эмпирического анализа больших массивов данных по экономикам и отдельным компаниям, что позволило выявить наиболее значимые факторы для показателя конкурентоспособности.

5. Глобальное расширение сферы деятельности транснациональных корпораций, обладающих мощными технологическими и финансовыми ресурсами, позволяющими размещать производственные и другие подразделения и филиалы по всему миру и благодаря этому добиваться оптимизации издержек и наибольшей эффективности использования местных конкурентных преимуществ. В свою очередь, это отразилось на повышении уровня конкуренции компаний как на внешних, так и на внутренних рынках.

6. Растущая вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международную торговлю, международное движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов привела не только к возможности оценить уровень конкурентоспособности этих стран, но и способствовала значительному повышению конкурентоспособности многих из них, особенно стран с переходной экономикой.

7. Трансформация структуры субъектов мировой экономики: помимо национальных государств и компаний, полноправными субъектами мирохозяйственных связей стали транснациональные корпорации и банки, международные экономические организации, региональные организации, в том числе интеграционные объединения, а также неправительственные организации, крупные города и даже отдельные индивиды (из числа видных экономистов, политиков, деятелей культуры и т.п.). Воздействие этого фактора выразилось в расширение рамок исследований по теории конкурентоспособности и более интенсивному обмену мнениями, что способствовало ее дальнейшей эволюции.

В следующем параграфе остановимся более подробно на таком внешнем факторе, ставшем следствием научно-технической революции и глобализации, как переход к информационному обществу, и его роли в эволюции конкуренции, а также в сфере практического применения методов оценки уровня конкурентоспособности.