Конкурентоспособность выпускников вузов

Как уже отмечалось, конкурентоспособность вуза во многом зависит от конкурентоспособности его выпускников, которые представляют собой продавцов знаний и профессиональных навыков на рынке трудовых ресурсов.

В последние годы динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, что вынуждает вузы учитывать предъявляемые к ним требования со стороны работодателей, которые считают, что вузовская подготовка отстает от запросов бизнеса.

По мнению работодателей, выступающих заказчиками образовательных услуг, главными проблемами вузов, осуществляющих подготовку выпускников экономических специальностей, являются устаревшие программы и оторванность от практики. Однако это не единственные проблемы. Сравнительный анализ ответов опрошенных работодателей в период 2000–2010 гг. показал увеличение их требований, предъявляемых к выпускникам экономических вузов (табл. 5.7)[1].

Таблица 5.7. Требования работодателей к выпускникам экономических вузов[2]

Требования работодателей

Годы

2000

2005

2010

Умение понимать миссию компании

Свободное владение иностранным языком

Владение компьютерными и информационными технологиями

Умение адаптироваться к деловой культуре компании

Готовность работать в команде

Наличие опыта работы

Способность системного мышления

Способность к переработке большого объема информации и вычленению главной

Умение применять на практике полученные в вузе знания

Нацеленность на карьеру

Из табл. 5.7 следует, что перечень требований к выпускникам вузов за десять лет значительно расширился. Это во многом обусловлено развитием новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест. Работодатели стремятся обеспечить бо́льшую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие трудовых навыков, повышение адаптивности, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т. п.

Современный выпускник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и достижению признания коллег-профессионалов.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессиональной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника раньше были: дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на бо́льшую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Западные эксперты утверждают, что образовательная услуга производится качественно только в том случае, если вуз знает своего потребителя и требования работодателя.

В последнее время российские работодатели проявляют заинтересованность в установлении контактов с высшими учебными заведениями с целью определения требований к будущим специалистам. Ниже приведены результаты исследования, проведенного независимым рейтинговым агентством "РейтОР".

Пример

Результаты исследования[3] показали слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса и отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач (3,1%), недостаточный уровень владения современными знаниями и навыками применительно к отрасли (2,9%), низкий уровень самообразования выпускников, поиска нужной информации (2,8%).

Были выявлены также негативные факторы, влияющие на закрепление молодых специалистов на предприятиях, среди которых выделяются недостаточный размер заработной платы, отсутствие навыка самостоятельного анализа и решения возникающих проблем, а также неумение применять полученные знания. При приеме на работу наиболее важными критериями для работодателей являются репутация вуза, наличие у выпускника соответствующей специальности, средний балл диплома. Были также определены причины необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов, которую вынуждены проводить предприятия. Наиболее важными из них считаются недостаток практических навыков и умений, отсутствие опыта работы в команде. Приведенные факты свидетельствуют о том, что бизнес стал серьезнее относиться к образованию, так как его развитие требует привлечения все большего количества квалифицированных специалистов.

Конкурентоспособность выпускников зависит от их востребованности на рынке труда, которая определяется уровнем знаний, полученных в результате освоения образовательной программы, способностей и личных качеств.

По мнению работодателей, конкурентоспособность выпускников характеризуют следующие факторы: знание современных технологий, способность проводить переговоры и деловые встречи, умение применять теоретические знания на практике, способность генерировать новые идеи, мотивация к карьерному росту, жизненный оптимизм и др.

В учебной литературе предлагаются различные модели, характеризующие конкурентоспособность специалиста. Модель, представленная в табл. 5.8, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Таблица 5.8. Модель конкурентоспособности специалиста

Компетенции и способности выпускника

Составляющие

Общенаучные

Умение вести научно-исследовательскую деятельность

Умение структурировать знания и проводить эксперименты

Умение оценивать результаты исследований.

Умение применять экономические законы и теории, определять экономические показатели

Умение анализировать, моделировать и разрабатывать стратегии

Способность к самостоятельной подготовке

Способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности и др.

Общетехнические и гуманитарные

Знания в области:

математики;

истории;

психологии;

правоведения;

информационных технологий;

иностранных языков и др.

Экономические и организационно-управленческие

Знания в области:

маркетинга;

менеджмента;

экономики;

инновационного менеджмента.

Умение разработать бизнес-план

Умение организовать работу коллектива

Специальные

Знания, умения и навыки в конкретной области деятельности

Широкий кругозор в конкретной области деятельности

Способности

Аналитические

Творческие

Практические

К непрерывному профессиональному росту

К непрерывному саморазвитию

К риску

К лидерству

Личные качества

Ответственность

Добросовестность

Инициативность

Трудолюбие

Независимость

Стрессоустойчивость

Составляющие компетенции могут меняться в зависимости от требований рынка и образовательной программы, которую осваивает выпускник.

Таким образом, рабочая сила – это реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар должен соответствовать спросу, т.е. быть конкурентоспособным.