Задачи и принципы составления управленческой сегментарной отчетности

В настоящее время вопросы формирования сегментарной управленческой отчетности регламентируются на уровне организации, и, возможно, поэтому они не нашли должного отражения в экономической литературе. Вместе с тем именно в условиях рыночных отношений особенно важна систематическая информация о ходе и результатах деятельности обособленных подразделений организации, позволяющая обеспечить анализ и оценку полученных результатов.

Задача управленческой сегментарной отчетности заключается в том, чтобы подробно, с достаточным уровнем аналитичности, точно и своевременно отразить расходование производственных ресурсов в каждом подразделении и дать качественную оценку целесообразности и эффективности этих затрат, обеспечив контроль над затратами по центрам ответственности.

Составление управленческой сегментарной отчетности имеет самостоятельное значение и преследует по крайней мере три цели:

1) информационное обеспечение процесса анализа и эффективности деятельности структурных подразделений, функционирующих в рамках организации;

2) оказание помощи пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности организации, в оценке ее прибыли и рисков;

3) оказание менеджерам организации информационной поддержки при принятии управленческих решений.

Таким образом, в целях стимулирования эффективности бизнеса усиливается роль адекватной оценки вклада каждого сегмента в конечные результаты деятельности организации. Основой для такой оценки служит информация, обобщенная в управленческой сегментарной отчетности организации.

Принципы и порядок составления сегментарной управленческой отчетности в отечественной экономической литературе практически не разработаны. Не находят отражения эти вопросы и в существующей системе нормативного регулирования учета и отчетности в Российской Федерации. Решение проблем ведения управленческого учета и составления сегментарной отчетности - прерогатива каждого предприятия. В Законе о бухгалтерском учете отмечена лишь конфиденциальность содержащейся в ней информации: "ОГЛАВЛЕНИЕ регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной".

Принцип самостоятельности организаций при разработке форм сегментарной отчетности, с нашей точки зрения, достаточно целесообразен. Ведь точность и объем приводимых в такой отчетности данных зависят главным образом от организационно-технических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию, целей управления применительно к данному объекту учета, содержания полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному центру ответственности и его менеджеру.

Однако систематизация и определение общих принципов составления сегментарной управленческой отчетности становятся объективной необходимостью для всех организаций, столкнувшихся с проблемой организации управленческого учета.

Сформулируем основные принципы, необходимые при разработке форм сегментарной управленческой отчетности.

Управленческий отчет должен быть адресным. Принцип адресности при формировании сегментарной управленческой отчетности означает, что содержащиеся в ней показатели связаны с информационными запросами конкретных управляющих центров доходов или затрат и направлены определенному менеджеру, а не руководителю более высокого ранга.

ОГЛАВЛЕНИЕ и цели управленческого учета определяют такой принцип составления сегментарной управленческой отчетности, как оперативность. Отчеты в управленческом учете, как правило, содержат информацию, требующую немедленных действий, а потому должны представляться в максимально короткие сроки.

Эффективный управленческий контроль предполагает наличие конкретной отчетной информации. Данные сегментарной управленческой отчетности должны быть систематизированы таким образом, чтобы руководитель оперативно смог принять оптимальные управленческие решения и улучшить дальнейшую работу центра ответственности. Отчет, содержащий информацию, не нужную менеджеру, снижает качество управленческого контроля.

Немаловажным принципом управленческого учета должна стать экономичность формируемой информации. Нет смысла в сборе и обработке управленческой информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.

При составлении отчетов по центрам затрат можно выделить принцип контролируемости, суть которого сводится к следующему: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять в деталях отчеты, составленные на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема. Из принципа контролируемости вытекают два правила представления отчетности:

1) детальность отчетов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;

2) отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящих по служебной лестнице менеджеров.

Качественным критерием управленческой информации является принцип надежности. В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, отдающие приоритет в получении оперативной информации в ущерб ее точности. Однако неточность отражаемых в отчетности данных не должна повлиять на обоснованность принимаемых управленческих решений.

Сегментарная управленческая отчетность должна обеспечить возможность сопоставления доходов и расходов. Самая совершенная, детально разработанная система показателей оценки деятельности предприятий и их внутренних подразделений не может действовать, если эти показатели должным образом не отражаются в учете, поэтому в управленческой бухгалтерии детализация объектов должна сопровождаться системной детализацией не только затрат, но и доходов в разрезе тех же объектов.

В основе принципа зависимости формата отчетности от объектов учета должны лежать критерии избрания центров затрат и распределения центров ответственности. Формирование отчетности но сферам ответственности осуществимо при наличии следующих условий:

o четкого определения функциональных сфер, несущих определенную ответственность;

o территориального деления подразделений, дающего возможность ограничить ответственность за затраты в рамках данного сегмента;

o управления различными производственными процессами разными ответственными лицами.

Под сегментом в данном случае понимается часть предприятия, работающая на внешнего потребителя или представляющая относительно самостоятельное структурное подразделение.

Принцип избирательного подхода заключается в том, что ведение учета и составление отчетности по всем видам продукции и по всем структурным подразделениям не обязательно для управленческого учета. Перечень приоритетных видов продукции и сегментов учета определяется спецификой предприятия. С данным принципом тесно связан принцип существенности, значительности.

Выделение сегментарной управленческой отчетности в самостоятельную форму целесообразно в случае, если:

o выручка от реализации по сегменту составляет 5% или более от выручки организации;

o финансовый результат от реализации по сегменту составляет 5% или более от финансового результата организации;

o величина активов, задействованных в получении выручки, равна или больше 5% от общей стоимости активов организации.

Принцип нейтральности сегментарной управленческой отчетности сводится к тому, что отчет как инструмент для принятия управленческих решений не должен использоваться для демонстрации личных пристрастий.

В качестве принципа составления сегментарной управленческой отчетности необходимо обозначить принцип конфиденциальности, зафиксированный в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Основным аргументом в обосновании правил составления сегментарной управленческой отчетности является полезность формируемых показателей. Сегментарная управленческая отчетность должна содержать не только фактические показатели деятельности центров ответственности, но и информацию об отклонениях фактических показателей от плановых. Данный принцип формирования сегментарной управленческой отчетности позволит осуществлять управление по отклонениям и оперативно выявлять факторы роста прибыли или причины возникновения убытков.

Кроме названных общих принципов составления и представления сегментарной управленческой отчетности при формировании отчетности конкретной организации необходимо учитывать ее особенности, возможности и цели, преследуемые управленческим персоналом организации. Сроки представления отчетности, точность и подробность отчетов должны зависеть от объемов и целей управления. Установление аналитичности и периодичности составления сегментарной управленческой отчетности должно определяться принципом экономичности, т.е. организация управленческого учета и отчетности должна изначально себя оправдывать и приносить положительный экономический эффект.

Также следует учитывать предпочтения пользователей -менеджеров к форме представления отчетности и способу подачи информации (графической, текстовой, табличной). Выбор формы представления обусловлен, как правило, задачами и смысловой нагрузкой каждого из отчетов. Наиболее привычна и широко распространена в настоящее время табличная форма отчетов. Преимущество текстовой формы подачи информации заключается в возможности быстрого ее восприятия. В то же время в динамических отчетах, предполагающих сравнение отчетных показателей за ряд смежных периодов, весьма эффективно использование графических форм отчетов.

Сегментарная отчетность позволяет оценивать эффективность функционирования того или иного сегмента организации и принимать различные управленческие решения, а также контролировать их выполнение.