Конкурентный отбор мощности в условиях целевой модели

С 2012 г. долгосрочные конкурентные отборы мощности должны проводиться ежегодно, до 1 декабря текущего года. При этом период поставки мощности по итогам таких отборов начинается с 1 января календарного года, наступающего через 4 календарных года после проведения такого долгосрочного конкурентного отбора мощности.

До 1 октября 2011 г. проводились долгосрочные конкурентные отборы мощности с началом периода поставки мощности по их результатам с 1 января 2012 г., а далее – до 1 июня 2012 г. должны быть проведены КОМ – на 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., на 1 января 2016 г.

Последовательность процедур КОМ:

1) антимонопольный орган на основании ежегодно проводимого анализа экономической концентрации поставщиков в зонах свободного перетока определяет зоны свободного перетока, в которых КОМ проводится с использованием предельного размера цены на мощность;

2) субъекты оптового рынка направляют антимонопольному органу ходатайство об определении условий их участия в КОМ;

3) антимонопольный орган рассматривает указанное ходатайство. Антимонопольный орган может установить условия или ограничения участия субъекта оптового рынка в КОМ, в том числе требование к поставщикам мощности, являющимся аффилированными лицами в пределах одной зоны свободного перетока, по указанию одинаковых цен в заявках, подаваемых на конкурентный отбор мощности. Субъекты оптового рынка, не направившие ходатайство антимонопольному органу, для участия в КОМ подают только ценопринимающие заявки;

4) при проведении долгосрочных КОМ покупателисубъекты оптового рынкавправе направить системному оператору уведомление о запланированном им объеме потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в каждом календарном месяце года, на который проводится КОМ.

Указанные в уведомлениях покупателей объемы планового пикового потребления учитываются системным оператором при определении объема спроса на мощность на соответствующий год;

5) системный оператор до окончания срока подачи ценовых заявок на конкурентные отборы мощности публикует на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию:

а) величину предельного размера цены на мощность для данного КОМ по соответствующим зонам свободного перетока;

6) требования к содержанию ценовых заявок, подаваемых участниками КОМ, а также способы их представления в целях участия в конкурентном отборе мощности;

в) перечень и описание зон свободного перетока на год периода поставки мощности;

г) максимально допустимые объемы поставки мощности между зонами свободного перетока;

д) прогноз потребления электрической энергии на год периода поставки мощности по результатам этого КОМ для каждой зоны свободного перетока;

е) величины плановых коэффициентов резервирования мощности на год периода поставки мощности, учитываемых при проведении этого КОМ по зонам (группам зон) свободного перетока;

ж) объем спроса на мощность по зонам (группам зон) свободного перетока;

з) объем мощности, который будет учтен при проведении этого КОМ, в качестве объема мощности, подлежащего обязательной покупке на оптовом рынке вне зависимости от результатов КОМ, а также информацию о размещении по зонам свободного перетока и технические параметры генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка на оптовый рынок данного объема мощности;

и) требования к техническим параметрам генерирующего оборудования по ЕЭС России в целом и по зонам (группам зон) свободного перетока, а также минимальные значения технических параметров генерирующего оборудования, необходимые для участия в КОМ;

к) иные сведения, обязательные для опубликования при подготовке проведения КОМ в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Объем спроса на мощность по зонам (группам зон) свободного перетока () определяется исходя из прогнозируемой в год поставки максимального часового потребления электрической энергии в зоне (группе зон) свободного перетока () с учетом объемов потребления электрической энергии на собственные и хозяйственные нужды производителей электрической энергии и величины планового коэффициента резервирования мощности () для соответствующей зоны (группы зон) свободного перетока:

Объем мощности, который требуется отобрать на год поставки мощности по результатам конкурентного отбора мощности, определяется как разница годового объема спроса на мощность и объема мощности, который должен поставляться на оптовый рынок в соответствующем году по договорам:

Объем мощности, который будет отобран и подлежит оплате на год поставки мощности по результатам конкурентного отбора мощности:

6) субъекты оптового рынка, имеющие право на участие в конкурентном отборе мощности, направляют системному оператору ценовые заявки на продажу мощности.

В отношении каждого генерирующего объекта, прошедшего установленную договором о присоединении к торговой системе оптового рынка процедуру регистрации в качестве генерирующей единицы мощности (ГЕМ), подается отдельная ценовая заявка.

Под ГЕМ понимается отдельный энергоблок электростанции или иной технологически неразделимый для процесса производства электроэнергии объект генерации.

Ценовая заявка каждого участника конкурентного отбора мощности должна содержать:

– указание на объем мощности, предлагаемый данным участником к продаже в отношении указанного в заявке генерирующего объекта и для каждого месяца периода поставки мощности, соответствующий планируемой поставщиком располагаемой мощности соответствующего генерирующего объекта;

– значения технических характеристик и параметров указанного в ценовой заявке генерирующего объекта;

– вид используемого основного топлива или энергоносителя, а также вид резервного топлива (при его наличии);

– указание на местонахождение генерирующего объекта (или планируемое местонахождение генерирующего объекта);

– указание на предлагаемую участником КОМ цену на мощность в месяц на период поставки (за исключением подаваемых для участия в КОМ ценопринимающих заявок);

– планируемые даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию или вывода из эксплуатации, если эти даты приходятся на год периода поставки мощности для данного КОМ.

Ценопринимающие заявки подаются на КОМ в случае:

– если для зон свободного перетока не были установлены предельные размеры цены на мощность, а участник – (і) оптового рынка (аффилированные между собой в пределах одной зоны свободного перетока участники оптового рынка) имеет более 15% в совокупной величине установленной мощности всех генерирующих объектов, расположенных в этой зоне свободного перетока (). Ценопринимающая заявка подается в отношении всего указанного превышения мощности:

где – установленная мощность участника оптового рынка; – мощность, в отношении которой будет ценопринимающая заявка на КОМ;

– если ГЕМ включены в реестр ДПМ и договоров с АЭС и ГЭС;

– если ГЕМ принадлежат участникам оптового рынка, которые не воспользовались правом заключения договоров о предоставлении мощности;

– если ГЕМ принадлежат участникам оптового рынка, заключившим договоры о предоставлении мощности, но просрочившим введение в эксплуатацию хотя бы одного из указанных в договоре генерирующих объектов более чем на 12 календарных месяцев по сравнению со сроком, установленным в договоре, в период до ввода в эксплуатацию генерирующих объектов, в отношении которых допущена просрочка.

7) обработка ценовых заявок для целей учета в КОМ (выявление заявок не соответствующих требованиям Правил ОРЭМ и ФАС РФ, их корректировка в случае согласия);

8) определение в ценовой зоне максимальной цены заявки, учитываемой при определении маржинальной цены КОМ.

В ходе конкурентного отбора мощности сопоставляются ценовые заявки на продажу мощности:

• поданные в отношении генерирующих объектов, относящихся к зонам свободного перетока каждой из ценовых зон оптового рынка с учетом максимальных объемов поставки мощности между зонами (группами зон) свободного перетока;

• поданные организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, исходя из объема и режима поставки импортируемой электрической энергии.

При подаче в отношении ГЕМ ценовой заявки, цена в которой превышает установленный предельный размер цены на мощность, мощность такого объекта рассматривается как не отобранная на данном КОМ.

Из групп генерирующих объектов, удовлетворяющих требованиям обеспечения функционирования энергосистемы в течение периода поставки, отбирается такая группа генерирующих объектов, которая обеспечивает наименьшую стоимость мощности для покупателей, рассчитанную по указанным в ценовых заявках ценам.

При сравнении ценопринимающих заявок на продажу мощности приоритет при отборе имеет ценопринимающая заявка на продажу объема мощности, в отношении которого до проведения КОМ участники подали заявление на регистрацию свободного договора купли-продажи мощности (свободного договора купли-продажи электрической энергии и мощности);

9) по итогам конкурентного отбора мощности определяются цены продажи мощности для каждой зоны свободного перетока.

В зоне свободного перетока, для которой не были выявлены основания для применения предельного размера цены на мощность, цена на мощность, определенная по итогам КОМ (цена на мощность для покупателей), устанавливается равной минимальному значению из следующих величин:

• максимальной цене из цен, указанных в ценовых заявках, совокупный объем мощности, в которых составляет 85% планируемого объема мощности зоны свободного перетока;

• равновесной цене мощности, которая была бы определена по итогам конкурентного отбора мощности для этой зоны свободного перетока без учета технических требований обеспечения функционирования энергосистемы в течение периода поставки (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Определение цены КОМа для покупателей

Цена мощности для поставщиков по итогам конкурентного отбора, определяемая с учетом технических параметров (т.е. учет ограничений на поставку мощности между ЗСП и условия удовлетворения совокупных технических параметров генерирующих объектов требуемым значениям), устанавливается равной:

• цене для покупателей, определенной по итогам конкурентного отбора мощности в этой зоне свободного перетока, – для генерирующего объекта, отобранного по итогам КОМ, в отношении которого в ценовой заявке была указана цена, не превышающая цену, определенную по итогам конкурентного отбора мощности в этой зоне свободного перетока;

• цене, указанной в ценовой заявке, – для генерирующего объекта, отобранного по итогам конкурентного отбора мощности, в отношении которого в ценовой заявке была указана цена, превышающая цену, определенную по итогам конкурентного отбора мощности в этой зоне свободного перетока, но не превышающая максимальную цену из цен, указанных в ценовых заявках, совокупный объем мощности в которых составляет 85% планируемого объема мощности зоны свободного перетока;

• значению цены продажи мощности, определенной в отношении этого генерирующего объекта ФСТ России, – для генерирующего объекта, отобранного по итогам конкурентного отбора мощности, в отношении которого в ценовой заявке была указана цена, превышающая максимальную цену из цен, указанных в ценовых заявках, совокупный объем мощности в которых составляет 85% планируемого объема мощности зоны свободного перетока.

В зоне свободного перетока, для которой был установлен предельный размер цены на мощность, цена продажи мощности по итогам КОМ должна быть одинаковой для всех объемов мощности, отобранных на конкурентном отборе мощности в этой зоне свободного перетока. Указанная цена не может быть меньше значения цены, указанной поставщиком в ценовой заявке на конкурентный отбор мощности, и минимального значения цены мощности, определяемой для данного конкурентного отбора мощности, и не может превышать установленного значения предельного размера цены на мощность (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Определение цены на мощность с использованием предельного размера цен

В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.06.2011 № 457 "Об определении зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности на 2012 г. проводится с использованием предельного размера цены на мощность" на 2012 г. определено 24 зоны свободного перетока, в которых КОМ проводится с использованием предельного размера цен на мощность.

Три зоны (ЗСП Сибири, Урала, Центра), на долю которых приходится 40% конкурентного рынка, не имеют предельных значений на 2011–2012 гг.;

10) по результатам конкурентного отбора мощности системный оператор формирует реестр его итогов, в котором для каждой зоны свободного перетока указывается:

• перечень поставщиков мощности, ценовые заявки на продажу мощности которых были отобраны, и перечень генерирующих объектов с указанием технических параметров, в том числе сроков ввода в эксплуатацию по окончании строительства (модернизации, реконструкции), сроков вывода из эксплуатации, если указанные сроки наступают в течение периода поставки мощности по результатам данного конкурентного отбора мощности;

• цена продажи мощности для поставщиков и покупателей для каждой зоны свободного перетока.

11) антимонопольный орган в случае выявления в действиях одного или нескольких участников оптового рынка в зоне свободного перетока признаков манипулирования ценами в срок не позднее 1 месяца после опубликования системным оператором итогов конкурентного отбора мощности вправе направить в наблюдательный совет Совета рынка предложение об отмене результатов проведенного конкурентного отбора в соответствующей ценовой зоне оптового рынка.

В случае принятия наблюдательным советом Совета рынка решения об отмене результатов проведенного конкурентного отбора мощности системный оператор проводит в 10-дневный срок повторный конкурентный отбор мощности в соответствующей ценовой зоне оптового рынка.

Поставщик, мощность генерирующего оборудования которого не была предложена им к продаже путем подачи заявки для участия в КОМ либо заявка которого была отклонена, вправе осуществлять на оптовом рынке продажу электрической энергии с использованием любого из предусмотренных механизмов торговли электрической энергией, если такой объект не был отнесен к объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме.

12) по результатам конкурентного отбора мощности заключаются договоры купли-продажи (поставки) мощности, в которых устанавливаются обязательства сторон по поставке и оплате мощности.

Указанные договоры содержат, в том числе, следующие условия:

• осуществление оплаты мощности по цене, определенной по результатам конкурентного отбора мощности и с учетом установленных для отдельных категорий поставщиков мощности особенностей;

• определение объема мощности, подлежащего поставке в течение установленного договором периода ее поставки;

• обязательность соблюдения значений технических характеристик и параметров генерирующего оборудования, указанных в отношении этого оборудования в ценовой заявке, отобранной на конкурентном отборе мощности;

• обеспечение беспрепятственного выполнения системным оператором действий, связанных с проведением аттестации генерирующего оборудования в установленные для этого сроки, включая перечень и сроки представления системному оператору необходимой информации и документов;

• определение размера и порядка применения имущественных санкций за полное или частичное неисполнение сторонами договора принятых на себя обязательств.