Конкретность истины

Знания являются истинными в ситуации их соответствия изучаемым объектам. Однажды полученные знания такого рода всегда являлись бы истиной в том случае, если исследуемый объект оставался неизменным. Тогда было бы достаточно исследовать его один-единственный раз. Однако с течением времени знания об объекте перестают быть истинными, но не потому, что исследователь заблуждался, а потому что объект исследования изменился. Так, знания о том, что студент Сидоров – первокурсник, остаются истинными лишь до тех пор, пока этот студент не перейдет на второй курс. Такое свойство истины заставляет говорить о том, что истина всегда конкретна, т.е. это такие знания, которые получены о конкретных свойствах объекта в конкретный момент времени.

Понимание конкретности истины позволяет выявить одно из гносеологических оснований догматизма и релятивизма:

догматизм абстрагируется от изменчивости объекта познания и фактически устраняется от задачи постоянного соотнесения получаемых знаний об объекте с конкретным состоянием познаваемого объекта; инерция мысли, свойственная догматизму, ведет к застою в науке, к отрицанию творческого характера ее развития;

релятивизм абсолютизирует изменчивость объекта и на этом основании отрицает возможность получения истины, а также игнорирует тот факт, что возможно получение истинных знаний и о каждом новом состоянии объекта познания.

Понимание такой диалектики истины особенно важно для социального работника: нет универсальных методик социальной работы, каждая из них выступает в качестве относительной истины, поскольку применение конкретной методики зависит от конкретных социальных и физических качеств, состояния здоровья, способностей и возможностей конкретного человека, нуждающегося в помощи социального работника.

Таким образом, когда мы говорим об объективной, об абсолютной и относительной, о конкретной истине, речь не идет о разных явлениях. Истина одна: это верные знания. Однако эти знания наделены широким спектром свойств, что и потребовало различных определений истины. В таком случае истина:

– с точки зрения соотношения субъекта и объекта – объективна;

– с точки зрения полноты знаний – абсолютна либо относительна;

– с точки зрения изменения объекта исследования – конкретна.

Могут быть предложены и другие основания для классификации основных концепций истины. Один из возможных способов решения этой проблемы предложил К. Маннгейм (1893–1947), стоявший у истоков социологии познания. Он выделял онтологический, психологический и логический подходы к теории познания, для которой всегда характерна логическая напряженность между объектом и субъектом познания:

– при онтологическом подходе акт узнавания отнесен к бытию;

– при психологическом – к опыту;

– при логическом – к обоснованию достоверности мысли.

Каждый из таких подходов может быть воспринят как одно из возможных решений проблемы установления истинности наших знаний.

Онтологический подход основан на представлении о знаниях (в чувственной форме или логической интерпретации) как проявлениях бытия, при этом сам познающий субъект рассматривается как часть этого бытия. Этот подход называют иногда трансцендентно-онтологическим, для него характерно осознание напряженного отношения между объектом и субъектом познания, выяснение степени соответствия наших знаний объективному миру. Этот подход оказывается близким корреспондентной концепции истины, для которой характерно, что истинные знания об объекте познания сравниваются с самим этим объектом. Начало этой концепции положено еще Платоном и Аристотелем, поэтому ее часто называют классической концепцией истины. Так, Платон утверждал: "Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе –лжет".

Идея, выражаемая классической концепцией истины, вполне кажется очевидной: если мысленный образ объекта познания, ситуации, мира в целом похож на сам этот объект, на ситуацию, на мир сам по себе, то этот образ истинен. Этот истинный образ помогает человеку ориентироваться в мире и успешно действовать. Достаточно наглядно классическая концепция истины проявляется в марксистской "теории отражения", согласно которой истина и наше сознание в целом представляют собой отражение внешнего мира.