Лекция 10. Конфликты и их влияние на поведение человека в организации

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• подходы к определению основных понятий конфликтологии;

• источники возникновения конфликтов;

• основные направления исследования конфликтов;

• структурные характеристики конфликтов и основные типы конфликтов в организации;

уметь

• отличать организационные конфликты от других видов взаимодействий;

• использовать различные стратегии и социальные технологии управления конфликтами в организации;

владеть

• методами разрешения конфликтных ситуаций.

Сущность и основные традиции изучения конфликта

Социальные конфликты изучает междисциплинарная наука конфликтология. Вместе с тем конфликт является важным элементом организационного поведения, поэтому в этой главе мы рассмотрим проблемы возникновения, протекания и разрешения конфликтных ситуаций в организации, а также методы управления ими.

В социально-философском смысле конфликт – это негативное восприятие разницы. Конфликты могут возникать вследствие практически любой разницы, наблюдаемой между субъектами социального взаимодействия (индивидами, группами, организациями, сообществами и др.). Так, существуют конфликты между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми, быстрыми и медленными, большими и малыми, богатыми и бедными и т.п. Если разница воспринимается позитивно, можно говорить о сосуществовании, если же негативно – о конфликте (реальном или потенциальном).

Один из наиболее авторитетных отечественных социологов и конфликтологов А. Г. Здравомыслов определяет конфликт как форму отношений между потенциальными и (или) актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Чаще всего понятие конфликта связывают с понятием противоречия. Противоречие фиксирует более глубинные в сравнении с конфликтом напряжения в социальных системах. Если эти напряжения вовремя устранить, противоречия могут не перерасти в конфликты. В данном случае, конфликт можно определить как столкновение сторон, основанное на осознании противостоящих друг другу интересов сторон.

П. Сорокин определяет конфликт как выражение той или иной формы социального напряжения, вызванного неудовлетворением базовых потребностей индивида или группы. Кроме этого, конфликты рассматриваются в парадигме социального равенства и неравенства, а также в рамках нормативно-ценностного подхода, где причиной конфликта является несовпадение интересов людей и групп.

В исследовании конфликтов сложились две традиции – социологическая и психологическая.

Социологическая традиция представляет собой взаимодействие двух направлений – функционального и конфликтного. Функциональное, или равновесное, направление основано на положениях теории Э. Дюркгейма о том, что все части социальной системы стремятся к функциональному единству, а конфликт есть патология в ее развитии.

Сторонники конфликтного направления, в частности социал-дарвинисты, Чикагская школа, а также М. Вебер и Р. Мертон, считали, что обществом движет борьба между различными статусными группами, имеющими свои интересы, ценности, нормы. Именно конфликты и столкновения культур суть источник развития общества. Особое влияние на подобную трактовку конфликта оказали труды К. Маркса и Г. Зиммеля.

К. Маркс одним из первых предложил рассматривать конфликт как неизбежность в развитии общества. Главной движущей силой развития общественной формации, по Марксу, является классовая борьба, которая, в свою очередь, и порождается конфликтом – столкновением интересов различных социальных групп по поводу собственности.

Г. Зиммель, в отличие от К. Маркса, рассматривает конфликт не только с точки зрения его разрушительного потенциала, как высвобождения или выхода антагонизмов, непримиримости, но и с точки зрения его интеграционного потенциала. Конфликт разрешает противоречия и определяет единство, новый уровень взаимосвязей, который непременно возникает после угасания конфликта.

Современные исследователи Р. Дарендорф и Л. Козер являются последователями К. Маркса и Г. Зиммеля. Р. Дарендорф развивает идеи Маркса о том, что общество всегда предопределено к конфликтам, в силу природного неравенства людей и противоречия их интересов. В постиндустриальном обществе основные противоречия, как источники конфликтов, находятся не в собственности, а во власти. Современное общество основано на власти одних людей над другими. У каждой из групп есть свои интересы, по мере осознания интересов формируются общественные классы, движения, которые на определенном этапе развития в силу действия определенных факторов могут привести к конфликту или столкновению.

Л. Козер рассматривает конфликт как элемент социального взаимодействия, который способствует как разрушению, так и укреплению социальных связей. Конфликт порождает и развивает тенденции к балансу сил в любой организации. Согласие между противоборствующими силами возможно лишь в том случае, если каждая из сторон знает свои силы, а узнать их возможно только через пробу сил, или конфликт. Конфликты способствуют устранению противоречий между властью, статусом в организации и восстанавливают баланс и стабильность. Таким образом, конфликт не всегда разрушителен, он имеет большой созидательный потенциал, он сохраняет устойчивость социальной организации. В работе "Функции социального конфликта" Л. Козер так определил их:

• группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

• установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

• интеграция и идентификация, социализация и адаптация индивидов и групп;

• получение информации об окружающей социальной среде;

• создание и поддержание баланса сил, в частности, власти, социальный контроль;

• нормотворчество;

• создание новых социальных институтов.

Однако существует ряд концепций универсального значения, объединяющих противоположные точки зрения. Одна из таких – общая теория конфликта К. Боулдинга. Согласно этой теории конфликт есть такой тип социального взаимодействия, когда конфликтующие стороны и противостоят друг другу, и сознательно организуются для предотвращения этого противостояния.

В 1950–1960 гг. проводилось много исследований в области конфликтологии, появились научные центры и организации, специальные журналы по изучению проблем конфликтов. Однако сегодня мы не имеем универсальной теории, объясняющей все типы конфликтов. Научный интерес смещается к проблемам регулирования, предотвращения и практической работы с конкретными конфликтными ситуациями.

Интрапсихические теории конфликтов связаны с именем З. Фрейда. Они объясняют особенности организационного поведения человека внутриличностными проблемами. Человек постоянно находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта с окружающим миром.

Ситуационные подходы (бихевиористские) представлены бихевиористской школой и рассматривают конфликт как реакцию на внешние воздействия. Поведение человека обусловлено внешними факторами, а поведение в конфликтных ситуациях – результат научения определенным моделям взаимодействия. Наиболее значимыми исследованиями в этом направлении стали исследования М. Дойча и его концепция кооперации и конкуренции, а также выявленный им закон социальных отношений. Согласно данному закону, автор выводит два типа действий индивидов: эффективные действия или кооперация – как причина и следствие подобия в представлениях индивидов, восприятии общих интересов, готовности оказывать помощь, чувствительности к общим интересам. То есть, кооперация – это те действия, которые способствуют достижению поставленных целей. А конкуренция – вид ухудшающих действий, противостоящих действиям другого человека. Поэтому конкуренция есть причина и следствие использования принуждения, обмана, хитрости. М. Дойч создал типологию межличностных отношений, имеющих следующие характеристики: кооперативные – конкурентные; равные – неравные (по отношению к власти); ориентированные на задачу – ориентированные социально-эмоционально; формальные – неформальные; глубинные – поверхностные.

Вообще сторонники бихевиористского подхода проделали большую экспериментальную работу, необходимую для оформления конфликтологии как научной дисциплины, однако подвергались критике за абсолютизацию видимых поведенческих характеристик в человеческой деятельности.

Позже в психологии стал все чаще применяться когнитивистский подход, одним из основателей которого является К. Левин. В отличии от бихевиористского подхода, здесь ситуация описывается более субъективно, с позиции индивида, а не наблюдателя. В рамках этого подхода, конфликт определяется как ситуация, в которой на индивида одновременно воздействуют противоположно направленные силы равной величины. Межличностный конфликт есть антагонизм между собственными потребностями человека и внешней средой существования. Более конкретизирует этот подход Ф. Хайдер. Он определяет конфликт в рамках теории структурного баланса, расширяющей когнитивистский подход. Конфликт он определяет как рассогласование между системами представлений различных людей. Сторонники когнитивистского подхода, полемизируя с бихевиористами, обращают внимание на то, что несовместимые действия не всегда ведут к конфликту. Конфликт – это выводы, основанные на анализе конфликтной ситуации.

Российская конфликтология имеет несколько этапов развития. В СССР эта дисциплина практически не развивалась, так как идеологические принципы утверждали, что при социализме невозможно обострение противоречий и, тем более, перерастания их в конфликты. Многие социальные проблемы и противоречия игнорировались, конфликты изучались в основном на уровне организации, групп или на межличностном уровне.

В 1990 г. в Красноярске состоялась первая большая отечественная конференция по проблемам развития конфликтов. В том же году социологи провели первый "Круглый стол по социальным конфликтам". И далее проблематика конфликтов становится одной из главных в российской социологии.

Конфликт в российской традиции рассматривается как столкновение или другие формы борьбы между индивидами за власть, ресурсы, статус или другие ценности, пользующиеся признанием, а также с целью устранения действительного или мнимого противника. В современной России наибольшее внимание уделяется изучению конфликтов на макроуровне, что обусловлено особенностями новейшей российской истории. Среди них: вооруженные, этнические, экономические и политические конфликты. Наряду с теоретическими аспектами исследования конфликтов, одновременно решаются и прикладные аспекты управления конфликтными ситуациями.