Конфликты в области информационных отношении – причина нарушения информационной безопасности

Исследования проблем обеспечения информационной безопасности и методов предотвращения нарушений в этой области обозначили необходимость более глубоко разобраться в вопросах информационных конфликтов, часто приводящих к более серьезным последствиям, чем просто фиксация очевидного конфликта и ожидание его затухания или перерастания в правонарушение.

"Конфликт в переводе с латинского, – говорит профессор Т. А. Полякова, – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". Такие противоречия при построении информационного общества неизбежны, многообразны и всеобъемлющи[1].

Рассматривая конфликты как объективированную в отношениях субъектов форму противоречий, мы обратили внимание на то, что конфликты возникают как в области социальной сферы, так и в системе информатизации, в информационной инфраструктуре. Они могут быть но значимости и отрицательными относительно решаемых обществом задач, и позитивными, наталкивая ответственных субъектов на поиск новых или более совершенных решений. Конфликт может выполнять роль мотива правонарушения, если он не учтен в процессе его выявления. Чаще всего конфликты проявляются в самом законодательстве в силу его слабой согласованности и недостаточно тщательной подготовленности проектов нормативных актов, а также упущений в процессах правоприменения и исполнения законодательных актов.

Весьма существенны конфликты в области правотворчества в условиях культурного разнообразия и игнорирования исторических факторов при реализации установленных правил, непонимания баланса и согласованности действий в области отношений органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лид и граждан. Конфликты возникают по причинам несоблюдения правил работы с информационными технологиями, информационными ресурсами, невыполнения требований к системам коммуникаций. Способы разрешения конфликтов различны и зависят от причин и области их возникновения. Они могут быть погашены в административном, служебном порядке, путем мирного взаимодействия сторон, но могут быть доведены и до судебного рассмотрения. В любом случае наличие конфликта, выявленного и зафиксированного, является условием предотвращения более серьезных ситуаций. Можно сказать, что за каждой формой нарушения правил обеспечения информационной безопасности скрыты выявленные или невыявленные конфликты объективного или субъективного характера. В этой связи в 2008 г. в ИГП РАН был проведен теоретический семинар на тему "Конфликты в информационной сфере", материалы которого опубликованы в одноименном сборнике статей и выступлений его участников.

Не все виды конфликтов перерастают в правонарушения или тем более в преступления.

С учетом значимости конфликта в рассматриаемой области общественных отношений важно сформулировать понятие юридически значимого конфликта в информационной среде (сфере) следующим образом. Юридически значимым конфликтом является создание ситуации нестабильности в реализации законных прав и интересов граждан, государства, общества, отдельных организаций в их информационной среде, ситуации, снижающей уровень обеспечения безопасности, в том числе ведущей к созданию угроз, рисков и разрушений в самой информационной инфраструктуре или в области прав субъектов – участников информационных отношений и процессов. И это было освещено в предыдущих главах учебника, а также в работах С. И. Семилетова. Отметим, что конфликты ведут к подрыву значимости информации в процессе развития информационного, гражданского, демократического, социального, устойчивого правового и гуманного общества[2].