Компьютеризация образования

Анализ концепций компьютеризации, проведенный II. Ф. Талызиной, позволяет выделить три основных пути компьютеризации учебной деятельности: односторонне психологический, односторонне кибернетический и эмпирический[1]. На сегодняшний день в нашем образовании преобладает, как правило, инструментальный подход к самому компьютеру. Прежде всего, учитываются возможности новых технологий и техник. Эти нововведения связаны, во-первых, с использованием баз данных и телекоммуникационных средств, позволяющих участвовать в процессе качественного образования большому числу обучающихся, во-вторых, развивать такие формы, как дистанционное образование, в-третьих, использовать компьютер как обучающее средство. Однако это лишь технический аспект. Важно обратить внимание также на те изменения, которые происходят в человеческом мире в результате информатизации общества как глобального процесса. Компьютеризация позволяет строить "образы" (модели) различных явлений и процессов[2].

В учебном процессе компьютер может быть как объектом, так и средством изучения. Это обусловливает два возможных направления компьютеризации образования. При реализации первого направления усвоению знаний, умений и навыков способствует осознание возможностей компьютера, его использование при решении разнообразных задач, что ведет к овладению компьютерной грамотностью как необходимому условию и предпосылке эффективного использования компьютера. Во втором случае компьютер оказывается средством эффективности самого процесса образования. Эти два направления составляют основу компьютеризации обучения с точки зрения нс только его технологии, но и обучения как социального процесса. При этом важно, что не компьютер диктует методы, формы и ОГЛАВЛЕНИЕ обучения, но сам он адекватно включается в программы обучения, обеспечивая организацию учебной деятельности на современном уровне. В этих условиях компьютеризированное обучение с его ориентацией на индивидуализацию обучения, его диалоговые и интерактивные формы и повышение творческого начала становятся реальностью[3].

Обобщая рассуждения о месте и роли, функциях компьютера в учебном процессе Б. Н. Бессонов, Η. П. Ващекин, М. Ю. Тихонов, А. Д. Урсул отмечают следующие основные аспекты его воздействия на эффективность обучения.

1. Компьютер существенно расширяет возможности представления учебной информации, не только в рациональном, но и в образном виде (цвет, звук, графика, мультипликация, все средства видеотехники).

2. Компьютер позволяет значительно усилить мотивацию обучения, повысить заинтересованность в нем. В этом плане особо остро стоит вопрос о занимательности работы с компьютером как средством формирования положительного отношения к учению, как источником мотивации в контексте игры. В то же время важно избежать опасности, связанной с преобладанием занимательности над целями и задачами собственно учебной деятельности,

3. Компьютер активно вовлекает в учебный процесс, обеспечивает интерактивные формы обучения, возможность диалога обучающегося и обучаемого, существенно меняет способы управления учебной деятельностью.

4. С помощью компьютера существенно расширяются наборы применяемых учебных задач, углубляется и становится более содержательным управление процессом их решения.

5. Компьютер позволяет качественно изменить педагогический контроль за деятельностью учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом в целом, а также индивидуализировать его.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, дает возможность наглядно представить им результаты своих действий. Заложенные в обучающие системы программы тестирования позволяют учащимся точнее оценить такие способности их личности, как мотивация, степень адекватности самооценки, скорость принятия решения[4].

Информационное общество часто называют "постоянно обучающимся обществом". В этом и заключается главное влияние информатизации социума на систему образования. Потребность в непрерывном пополнении и обновлении профессиональных знаний, их актуализации на продуктивном этапе человеческой жизни обусловлена темпами научно- технического прогресса, переходом к информационному этапу развития общества.