Компромиссы в решении проблем

Важно отметить, что практически во всех случаях для менеджера бывает затруднительным, если вообще возможным, разрешение проблем таким образом, чтобы оно вообще не имели отрицательных последствий. При решении проблемы необходимо уравновешивать противоречивые ценности, цели и критерии. Часто разрешение проблемы, затрагивающей всю организацию в целом, может иметь и некоторые негативные последствия для каких-то ее частей.

Вот почему при анализе проблем следует рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия их разрешения для всех ее частей. К примеру, некоторые организации решили отказаться от практики увольнения работников. Даже в ситуации опасности кризиса, снижения объемов сбыта и прибылей для компании в долгосрочной перспективе будет, как они считают, лучше, если удастся поддержать моральный дух и лояльность по отношению к компании, гарантировав занятость всем работникам. Хотя такой подход к разрешению проблемы сопряжен с обострением опасности кризиса, дополнительными расходами на заработную плату, можно быть уверенным, что в длительной перспективе организация потеряет больше, подорвав увольнениями мораль и лояльность работников.

Принцип компромиссности очень важен в современных условиях, так как в менеджменте нет проблем, результатом разрешения которых является только одно благо. Однако встречаются такие ситуации, в которых возможен отказ от сиюминутного разрешения проблемы, пока она не созрела. Если дополнительная информация о проблеме должна вскоре поступить, а время не является критическим фактором, то, может быть, лучше повременить с ее разрешением.

Подходы к выявлению и оценке проблем

Анализ и оценка проблем – это в значительной мере психологический процесс. Иногда менеджерами движет логика, иногда знания, а иногда и чувства. Поэтому неудивительно, что подходы к анализу проблем варьируются в диапазоне от интуитивных до рациональных, от типичных до трудоемких научно-аналитических. Большинство подходов включает как психологические факторы, так и социальные установки, интеллектуальный потенциал, накопленный опыт и личностные ценности.

Чисто интуитивный подход – это оценка, сделанная только на основе ощущения содержания и типа проблемы. При этом менеджер не занимается сознательным взвешиванием всех свойств и характеристик проблем.

Логические подходы иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не всегда очевидна. Оценка проблемы, основанная на логике, обусловлена знаниями, накопленным опытом и освоенной методологией. Менеджер использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат анализа проблем и их разрешения в существующей ситуации.

Проблемы могут быть типичными, повторяющимися, проверенными в вариантах их разрешения. Их оценка сравнительно проста. Однако часто типичность бывает видимой. Многие проблемы скрывают элементы новых обстоятельств, изменившихся условий. Ведь организация развивается. А развитие – эго всегда изменения.

Многие менеджеры считают, что все проблемы разрешимы с помощью здравого смысла. Однако то, что на первый взгляд представляется простым, вполне может оказаться предельно сложным.

В сложной ситуации здравый смысл может оказаться малоэффективным, поскольку факторов, которые необходимо учесть при оценке проблемы, слишком много для "невооруженного" человеческого разума, и он не в состоянии их охватить и сопоставить (схема 6.1).

? Полемическое суждение

Чрезмерная ориентация на опыт и здравый смысл смещает понимание проблемы в направлениях, знакомых менеджеру по прежним действиям. Из-за такого смещения он может упустить и не увидеть новые изменения условий.

! Ответное суждение

Конечно, менеджер, чрезмерно приверженный к накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области.

Схема 6.1. Факторы успешного решения проблем

Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за недооценки сложности проблемы.