Компоненты религии

Основными компонентами религии являются вера и культ. Вера представляет собой очень широкое понятие, поэтому необходимо уточнить, что под религиозной верой понимается не всякая вера, а только подразумевающая существование неких сверхъестественных существ и занимаемого ими особого мира. Кроме того, И. Н. Яблоков называет еще несколько признаков, которые позволяют выделить религиозную веру как особый вид веры:

1) уверенность в возможности общения со сверхъестественными существами и выполнения определенных действий (ритуалов) для получения от них помощи;

2) безусловная вера в наличие священных текстов и их ОГЛАВЛЕНИЕ;

3) готовность признать действительное наступление тех событий, о которых повествуется в священных текстах;

4) вера в наличие священных авторитетов (пророки, гуру, святые), которые являются посредниками между миром естественным и сверхъестественным1.

В силу того, что божественный мир является скрытым для глаз непосвященного, религиозной вере присущи символичность и аллегоричность. Символ служит проявлением особого содержания, отличного от предмета-носителя. В религии символы призваны обозначить то сверхъестественное ОГЛАВЛЕНИЕ, которое не выразимо другими способами, поэтому каждой религии свойствен свой набор символов, которые могут меняться со временем либо сохраняться на протяжении столетий и тысячелетий. Долговременными символами являются, например, крест в христианстве или полумесяц в исламе. Вместе с тем рыба, которая в раннем христианстве являлась символом Христа (что основано на созвучии имени Христос и слова "рыба" в греческом языке), постепенно утратила свое символическое значение. Аллегоричность проявляется в создании текстов, обладающих наряду с прямым и косвенным ОГЛАВЛЕНИЕм, например, евангельские притчи, которые призваны пояснить суть христианского вероучения.

Другим существенным компонентом религии является культ, который представляет собой совокупность действий, направленных на актуализацию религиозного учения. Как правило, под культом понимаются священные тексты и практики их воспроизведения, а также обряды и ритуалы, предметом которых выступают бог или иные сверхъестественные существа, а результатом — удовлетворение религиозных потребностей, пробуждение религиозного сознания.

Особое место в структуре культа занимают ритуалы. Ритуалами называются целостные, привычные образцы поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте2. Это оформленное системой предписаний поведение, имеющее в первую очередь символическое значение: ритуал не имеет своей целью непосредственное получение прибыли, но зато способствует упрочению социальных связей между представителями определенной социальной группы. По словам Конфуция, ритуал (наряду с законодательством и музыкой) служит установлению единодушия в поведении людей. В качестве примера повседневных ритуалов можно привести выражения приветствия по отношению к друзьям, родственникам или просто знакомым людям. Говоря случайно встреченному знакомому "привет", человек, не задумываясь, совершает ритуал, имеющий своей целью поддержание доброжелательных отношений внутри малой социальной группы. Более редкими, но и более торжественными являются ритуалы, имеющие ключевое значение для определенного количества людей — похороны, которые служат поводом для встречи большого количества родственников и напоминания о том, что они все являются представителями связанной узами крови социальной группы. Многочисленные обряды, связанные с процессом вступления в брак, играют не менее важную функцию — посредством новобрачных происходит соединение двух различных социальных групп в одну.

Особо важную роль ритуалы приобретают в тех обществах, которые лишены других способов социальной регуляции, кроме непосредственной передачи значимых навыков восприятия и поведения в мире от поколения к поколению в рамках относительно замкнутых сообществ. Религия так называемых "традиционных обществах", в которых выполнение отдельным индивидом стандартного набора действий служит воспроизводству существующего порядка вещей. Нельзя утверждать, что в традиционных обществах полностью отсутствуют инновации, но возникновение чего-то нового не является целью социальной практики индивидов, а служит как бы побочным источником их деятельности. В обществах такого типа легче зафиксировать присутствие ритуалов, поскольку они построены как на психологической, так и на социальной статичности, но из этого не следует, что в других обществах ритуалы отсутствуют.

Даже в динамично развивающемся обществе, сменившем идеал устойчивого существования на идеал постоянного прогресса, существуют определенные стереотипы, которые, с одной стороны, "тормозят" развитие общества, а с другой — обеспечивают необходимый запас устойчивости, скрепляют идеалы общественного развития с существующим положением вещей, не дают идеалам оторваться от реальности. Но в динамических обществах выполнение ритуалами функции социальной регуляции переносится в неформальную сферу, поскольку ведущим механизмом, регулирующим структуру общества и стратегию поведения человека в обществе, становится социальный институт. Можно сказать, что ритуал продолжает существовать в качестве архаической формы социальной регуляции и морального поведения, но не исчезает окончательно, а лишь дополняется институциональным "этажом", принимающим на себя часть функций.