Задачи и функции учебной дисциплины "Философия и методология науки"

Учебная дисциплина "Философия и методология науки" включена в программу обучения магистрантов специальности "Социальная работа" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. ОГЛАВЛЕНИЕ учебной дисциплины отражает современный уровень развития философии науки. Главная цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой и методологической культуры магистрантов, вооружение их представлениями о роли науки в современном обществе.

Роль учебной дисциплины наиболее наглядно проявляется в ее функциях. С помощью термина "функция" в гуманитарном знании обозначают обычно роль какого-либо элемента в социальной системе, его основное предназначение, определенного рода результаты его существования и развития в интересах системы в целом. В свою очередь, сами эти функции по-разному проявляются в зависимости от того, с какой социальной общностью, уровнем общественной организации мы эти функции связываем. Применительно к обществу в целом, к научному сообществу, к рядовому гражданину каждая из функций проявляется (если проявляется) особым образом.

Применительно к учебной дисциплине "Философия и методология науки" может быть выделен ряд функций.

Гносеологическая (познавательная) функция является общей для всех учебных дисциплин. Применительно к изучаемой учебной дисциплине она проявляется в том новом приращении теоретических знаний, которое становится достоянием общества, научного сообщества, отдельного индивида в результате исследований науки как социального феномена. В самом деле, профессиональная подготовка магистра социальной работы не может быть полноценной, если ему не известно, какие общие закономерности и тенденции развития науки проявляются в теории социальной работы на современном этапе ее развития, какие направления исследований в теории социальной работы являются наиболее актуальными.

Методологическая функция учебной дисциплины (и соответствующей сферы теоретического знания) является одной из наиболее важных. Ее значение проявляется прежде всего в том, что она позволяет сформулировать некоторые общие подходы и методы исследования в современных социально-гуманитарных исследованиях, в том числе в теории социальной работы. Компетенции магистранта на этом направлении формируются, прежде всего, таким разделом учебной дисциплины, как "методология науки".

Эта функция является особенно значимой для магистров социальной работы. Применительно к теории социальной работы выявляются два важнейших аспекта: 1) методологические основания этой теории к настоящему времени заимствуются из социальной философии, социологии, истории, социальной психологии, социальной педагогики и социальной медицины; 2) "социальная работа как наука не может существовать без наличия собственных научных базовых методов".

Историко-кумулятивная функция проявляется в процессе накопления (аккумуляции) и закрепления результатов конкретного познавательного исторического опыта. Изучение философии науки помогает закрепить и осмыслить знания о становлении конкретных концепций философии науки в их связи с конкретной социально-исторической и научно-теоретической ситуацией на каждом этапе развития общества.

Аксиологическая (оценочная) функция философии науки реализуется в различных проявлениях. Во-первых, учебная дисциплина помогает магистранту глубже понять и усвоить представления о науке как ценности современного общества. Во-вторых, знания, полученные магистрантом в процессе изучения учебной дисциплины, формируют оценочные критерии для анализа адекватности используемых методов задачам конкретного научного исследования, в частности, в теории социальной работы.

Коммуникативная функция учебной дисциплины важна прежде всего для профессионального становления будущих магистров. В частности, она обеспечивает плодотворность коммуникаций внутри научного сообщества, помогает формированию вербальных средств межнаучного общения. Так, эта функция способствует осмыслению, закреплению и развитию философского языка исследования науки. Изучение философии науки позволяет выявить общность предметного поля исследования различных наук о человеке, обществе и культуре.

Функция экспликации (выявления) универсалий тесно связана с предыдущей и выступает как процесс объяснения, закрепления и развития содержания общенаучных понятий, которые становятся универсальными для сферы социально-гуманитарного знания. Дисциплина "Философия и методология науки" выявляет те наиболее общие методологические идеи, принципы, подходы, которые формируются в процессе становления теоретических знаний о человеке, обществе и культуре.

Профессионально-творческая функция учебной дисциплины заключается в ее воздействии на личность будущего профессионала – социального работника. Она помогает осмыслить профессиональное призвание будущего специалиста, уяснить спектр требований современного общества к научным исследованиям в области социальной работы.