Компетенция РФ и субъектов РФ

Конституция РФ относит:

o к ведению РФ - внешнеэкономические связи РФ;

o совместному ведению РФ и субъектов РФ - координацию внешнеэкономических связей субъектов РФ;

o ведению субъектов РФ - все остальные вопросы внешней торговли.

К ведению РФ Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" относит общеполитические вопросы, вопросы, связанные с участием Российской Федерации в международных экономических отношениях, финансово-экономические вопросы федерального значения, вопросы, непосредственно относящиеся к государственному регулированию внешнеторговой деятельности в интересах России в целом.

С точки зрения коммерческой деятельности предприятий наиболее важными вопросами, которые Закон относит к ведению РФ, являются:

o защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

o формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

o заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

o учреждение, ОГЛАВЛЕНИЕ и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

o государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

o установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

o участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

o определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

o создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

При осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральные власти возлагается определение порядка перемещения через таможенную границу следующих видов товаров:

o делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие па жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;

o драгоценных металлов и драгоценных камней.

Нормативно-правовой базой, определяющей порядок перемещения через таможенную границу указанных видов товаров, являются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия но содействию развитию внешнеторговой деятельности, в число которых входят:

1. Формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. В региональных программах развития внешнеторговой деятельности содержится оценка современного состояния экспортного потенциала региона, намечаются пути его развития, приводятся планы привлечения иностранных инвестиций в данные регионы, оказания содействия коммерческой деятельности местных предприятий и организаций за рубежом и т. д.

2. Проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также (с согласия Правительства Российской Федерации) с органами государственной власти иностранных государств.

3. Открытие представительств в иностранных государствах. В целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей органы государственной власти субъектов РФ могут открывать в установленном законодательством РФ порядке свои представительства в иностранных государствах. ОГЛАВЛЕНИЕ представителей субъектов РФ при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, наделенным правом регулирования внешнеторговой деятельности, и с Министерством иностранных дел РФ.

4. Создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ для привлечения иностранных займов и кредитов.

5. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ. Российское или иностранное лицо - участник внешнеторговой деятельности - имеет право за плату получать необходимую внешнеторговую информацию о федеральной и региональных программах развития внешнеторговой деятельности, о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке, о российском и иностранном внешнеторговом законодательстве, о деятельности организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности, о конъюнктуре на зарубежных рынках по основным товарным группам, о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с ее территории, а также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.