Компетенции бакалавра по социологии

Бакалавриат – это первый уровень высшего профессионального образования, рассчитанный обычно на четыре года. Диплом о присвоении квалификации бакалавра позволяет выпускнику бакалавриата либо поступить на работу в соответствии с полученной квалификацией, либо продолжить обучение в магистратуре в том же или другом вузе. В связи с присоединением России к Болонскому процессу с 2011 г. бакалавриат был введен во всех российских вузах.

В соответствии с существующими требованиями к результатам освоения образовательных программ бакалавриата, выпускник социологического факультета должен обладать вполне определенными общекультурными и профессиональными компетенциями. Эти компетенции были утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный номер 30163) "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (квалификация (степень) “бакалавр”)".

К общекультурным компетенциям (ОК) бакалавра по социологии относятся:

• способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

• умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

• готовность к кооперации с коллегами и к работе в коллективе (ОК-3);

• способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

• умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

• стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации (ОК-6);

• умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

• осознание социальной значимости своей будущей профессии и обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

• способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

• способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

• способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

• способность понимать сущность и значение информации о развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе и соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

• владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

• владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-16);

• владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья и готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

Помимо общекультурных, социолог-бакалавр должен обладать и профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

• способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зару

бежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий (ПК-2);

• способность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации и научных отчетов и готовность представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

• способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

• умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем и для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

• способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

• способность составлять и представлять проекты научно- исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

• умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

• способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения и организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

• способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научноприкладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

• способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

• способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).