Компетентностный подход к профессиональной подготовке

Модель компетенций – инструмент разработки индивидуальных планов профессионального развития будущего специалиста. Она описывает интеллектуальные и деловые качества будущего специалиста, его навыки межличностной коммуникации и позволяет планировать его дальнейшее развитие: овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности.

Па базе модели компетенций можно эффективно разрабатывать новые подходы к обучению будущих специалистов, формировать новые курсы повышения квалификации (табл. 11.1, 11.2).

Таблица 11.1

Знания и навыки, необходимые PR-специалисту

Основные задачи PR-специалиста в организации

Специальные знания и навыки

Компетенции

Подготовка информационных сообщений и размещение их на официальном интернет-портале в установленном порядке

Знание информационных технологий, навык написания сообщений, грамотность, знание требований СМИ к получаемым ими информационным материалам

Аналитичность и структурированность мышления,

нормативность, дисциплинированность, ответственность

Организация и проведение брифингов, пресс-конференций, интервью для представителей СМИ

Навык публичных выступлений, поддержание контакта со СМИ, организаторские навыки

Уверенность в себе, коммуникабельность, стрессоустойчивость

Поддержание информационной связи и координация с представителями органов власти, участвующих в реагировании на событие

Поддержание контакта с представителями органов власти

Коммуникабельность, командная работа, дисциплинированность

Ответы на внешние телефонные звонки представителей СМИ и граждан, включая организацию "горячей телефонной линии", реагирование на недостоверную информацию

Хорошая информированность, знание политики организации (что можно, что нельзя)

Стрессоустойчивость, динамичность мышления, быстрая реакция, аналитичность, нормативность, дисциплинированность

Мониторинг сообщений в прессе и Интернете

Навыки работы с большим количеством информации

Аналитические

способности

Специальные знания в области профессиональной деятельности отрасли

Таблица 11.2

Модель компетенций для позиции "PR-специалист"

Название компетенции

Описание компетенции

Аналитичность и структурированность мышления

Способность видеть причинно-следственные взаимоотношения, использовать логику в анализе информации и при принятии решений; способность видеть ситуацию в целом и ее отдельные элементы, выявлять существенные взаимосвязи; умение из общего выделить главное; способность к обобщению

Гибкость и креативность мышления

Способность совершенствовать традиционные схемы деятельности; способность продуцировать разнообразные идеи

Динамичность мышления

Способность быстро реагировать на изменение ситуации; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Память

Высокоразвитая способность быстро и надолго запоминать новую информацию, в том числе относящуюся к людям (имена, сфера деятельности и т.д.)

Организация, планирование и контроль

Умение определить приоритеты задач, определить и распределить ресурсы; способность эффективно организовать деятельность, разбивая ее на этапы; способность соотносить поставленные задачи со временем; умение своевременно контролировать результаты по определенным заранее критериям

Коммуникабельность

Умение овладеть вниманием аудитории; умение слушать и слышать оппонента; умение быть открытым для диалога; умение ясно и убедительно излагать свои мысли, способность донести их до окружающих; способность и готовность принимать различные формы самовыражения партнеров

Умение работать в команде

Умение принимать общую командную цель и работать на ее достижение, используя стратегию сотрудничества, а не конкуренции

Стрессоустойчивость

Умение сохранить самообладание в критических ситуациях и продуктивно действовать в условиях эмоционального давления, дефицита ресурсов или в условиях многозадачности

Уверенность в себе

Способность принимать и выполнять решения, несмотря на несогласие с ними других людей; способность преподнести себя в убедительной или впечатляющей манере; умение убеждать, оказывать влияние и противостоять ему

Наблюдательность, внимательность

Способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений

Высокая обучаемость и широта интересов

Желание и способность учиться; открытость новому; интерес как к профессиональной сфере, так и за ее пределами

Дисциплинированность и нормативность

Способность при необходимости педантично выполнять предписания и инструкции, работать по установленным правилам с соблюдением заданных регламентов; способность принимать заданные извне (процессом или вышестоящим руководством) ограничения без формирования чувства эмоциональной неудовлетворенности

Специальные знания и умения

Умение составлять тексты.

Знание программ по медиапланированию: Excel, Excom Media Planer, основы медиапланирования по GDP, составление и оптимизация медиаплана, Ехсоm Media Planer, Proba-Media, Galileo, TV Planet, Super Nova (радио); InfoSYS (для ТВ).

Знание компьютерных программ;

Adobe Photoshop, Illustrator, Corel Draw, пакет программ Microsoft (Word, Excel, Power Point), Outlook, Интернет-браузеры. мессенджеры (Skype, ICQ, FTP-менеджеры), базисные навыки управления типичными системами управления контентом (WordPress, Joomla, OpenCMS, Битрикс), Lotus Notes, программы мониторинга (Factiva, Медиалогия, Public.ru).

Владение профессиональным иностранным языком

Квалификационная характеристика выпускника вуза

Квалификация специалиста по рекламе и связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.

Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам:

• процессы и явления внутриполитической и международной жизни;

• межнациональные, межэтнические и международные отношения;

• социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом;

• общепланетарные, общенациональные, региональные и местные информационные потоки; научное и культурное сотрудничество;

• информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом;

• создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства;

• процессы глобализации;

• процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.

Профессиональные качества специалиста в области рекламных и PR-коммуникаций

В связи с тем, что "Реклама и PR" является комплексной дисциплиной, которая охватывает разные сферы деятельности (рекламу, социологию, психологию, маркетинг, менеджмент, журналистику и т.д.), то от специалистов в этой области требуется немало навыков и умений.

Все это было обобщено в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация "бакалавр") от 29 марта 2010 г. В нем определяется, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

• способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);

• владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, коммуникационных агентствах (ПК-2);

• способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3);

• способность под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях (ПК-4);

• владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения (ПК-5);

• базовые навыки создания текстов и документов, используемые в сфере связей с общественностью и рекламы, навыки литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);

• базовые навыки бренд-менеджмента (ПК-7);

• базовые навыки медиапланирования (ПК-8);

• базовые навыки общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);

• способность обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (IIК-10);

• способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11);

• способность реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12);

• навыки работы в отделе рекламы, маркетинговом отделе, отделе по связям с общественностью, в рекламном агентстве (ПК-13);

• умение осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14);

• умение использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации (ПК-15).

В сфере организационно-управленческой деятельности:

• понимание основ менеджмента и маркетинга (ПК-16);

• знание истории и основных теорий менеджмента, владение основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации; знание основ бизнес-процессов (ПК-17);

• способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способность к выработке нестандартных решений (ПК-18);

• способность принимать участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации, осуществлять оперативное планирование и оперативный контроль за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью, проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок, оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью (ПК-19);

• владение навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-20);

• владение навыками организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-21);

• способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленность на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22).

В сфере проектной деятельности:

• способность к участию в проектировании в области рекламы и связей с общественностью фирмы, организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, участию в организации работы проектных команд (ПК-23);

• владение навыками подготовки проектной документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, креативный бриф, соглашение, договор, контракт) (ПК-24);

• способность реализовать проекты и владение методами их реализации (ПК-25).

В сфере коммуникационной деятельности

• способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26);

• способность принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований (ПК-27).

В сфере рекламно-информационной деятельности:

способность организовать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы (ПК-28).

В сфере рыночно-исследовательской и прогнозно-аналитической деятельности:

способность к организации и проведению маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению конкурентной позиции организации и фирмы (ПК-29);

• способность организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по повышению имиджа фирмы, организации (ПК-30);

• способность организовать и провести рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных (ПК-31);

• способность подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения; осуществить обработку и подготовку данных для анализа (ПК-32);

• способность собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы (ПК-33);

• навыки написания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-34);

• навыки составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов (ПК-35).